Создание собственного автомобильного бренда в Казахстане - это амбициозная и одновременно сложная идея. Об этом уже не раз упоминали многие автопроизводители. Что на этот счет думают автоэксперты, рассказывает Tengri Auto.
Создание собственного автомобильного бренда в Казахстане - это амбициозная и одновременно сложная идея. Об этом уже не раз упоминали многие автопроизводители. Что на этот счет думают автоэксперты, рассказывает Tengri Auto.
Мы задали этот вопрос специалистам в области автопрома, чьи мнения разделились. Однако все эксперты согласны в одном: национальный автомобиль требует огромных ресурсов и продуманного подхода.
Попытка с амбициями, но со многими "но"
Автожурналист Алексей Алексеев отметил, что создание собственного автомобиля уже происходило дважды в истории Казахстана. Первый проект - "Тулпар", созданный в 90-х годах, так и остался на уровне прототипа. Затем появился "Номад", который, по сути, был южнокорейским автомобилем под казахстанским брендом. Государство выделило значительные средства, однако проект по итогу провалился.
Недавно известный предприниматель и владелец нескольких крупных автозаводов заявил, что отечественные авто должны быть уникальными и строиться без использования китайских оригиналов. Однако Алексей задается вопросом: как этого можно достичь?
"В этот раз Смагулов сказал, что не будет использоваться китайский автомобиль за основу. Но в таком случае вопрос: какой же автомобиль будет использован за основу? То есть прежде всего автомобиль сам по себе не так сложно сделать, как сделать мотор и трансмиссию. Даже если заимствовать эти вещи и соединить с нашим производством, то все равно получится что-то китайско-корейское", - отметил он.
Сравнивая ситуацию с другими вариациями, Алексеев утверждает, что путь к национальному бренду лежит через этапы мировых сборок и постепенное увеличение местного производства. Южная Корея, Китай и даже Россия прошли этот путь, защитив рыночные пошлины и наладив местную сборку.
"Даже несмотря на все трудности, создание казахстанского бренда могло бы вызвать национальную гордость и стать необходимостью для развития промышленности страны. Но без серьезных инвестиций и большого успеха будет трудно добиться", - резюмировал Алексеев.
Автоэксперт Евгений Кубеков считает, что создание своего автомобиля - это то, к чему нужно стремиться, но не ради тщеславия и гордости, а в первую очередь для наработки опыта.
"Но это все поэтапные процессы, стоит понимать при дальнейшем углублении локализации, возможны версии и комплектации с адаптацией в том числе с маркетинговыми, нейминговыми историями. Это то, с чего начинаются конструкторские и инженерные компетенции, которые у нас в стране пока только развиваются", - делится Кубеков.
Известный автоблогер Дияс Валихан более скептичен и считает создание казахстанского автомобильного бренда утопией. Особенно в современных реалиях.
"Если вспомним, как зарождались крупнейшие автопроизводители, то все они начинали с маленького небольшого производства относительно простой недорогой машины и в низкоконкурентной среде. Плюс тогда не было такой мощной глобализации, и они, в принципе, обходились локальными ресурсами. То есть все делали на местах.
Если посмотреть на ситуацию сегодня, то разработка машины с нуля плюс производство всех сопутствующих материалов - это будет стоить очень дорого и вообще не имеет никакого смысла. Более того, затраты, необходимые на разработку и производство машин, они окупятся только при условии огромных продаж. А так как на рынке есть китайские и российские автопроизводители, которые делают недорогие машины в неимоверных количествах, то казахстанский автомобиль, который будет производиться, просто-напросто умрет в зародыше", - комментирует Валихан.
Казахстан, по мнению Валихана, сталкивается с рядом проблем: отсутствием инженерных кадров, отсутствием мощных промышленных баз и малым внутренним рынком, недостаточной платежеспособностью для масштабных продаж.
"Чтобы завод смог окупить вложения, необходимо производить и продавать сотни тысяч машин ежегодно, а для этого нужны гораздо большие ресурсы и рынки", — поясняет эксперт.
По его словам, это приведет к бесконечно растущим затратам, которые Казахстан не сможет поддержать.
Что ж, возможно, Казахстан все же решится на этот шаг, следуя примеру других государств, а возможно, предпочтет более безопасный путь: развитие сборочных мощностей и привлечение иностранных производителей. Но очевидно одно: можно верить, что такой проект может повысить национальную гордость и даже помочь Казахстану сделать шаг к промышленной независимости, но стоит понимать всю неустойчивость такой ситуации и риск неудачи.
Ранее мы рассказывали о том, как менялась доля рынка китайских автомобилей в Казахстане в 2024 году. С января по сентябрь 2024 года на территории Казахстана было продано 50 929 китайских авто, что составило 39,4 процента от общего объема продаж.
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok