По данным "КазАвтоЖола", на сегодняшний день в Казахстане есть 17 платных участков общей протяженностью 3221 километр, включая 11 участков первой технической категории длиной 2161 километр и 6 участков второй и третьей технической категории общей протяженностью 1060 километров. Средняя стоимость проезда 100 километров по этим дорогам для легковых автомобилей составляет 0,25 доллара. Tengri Auto решил сравнить стоимость проезда по платным дорогам в мире.
По данным "КазАвтоЖола", на сегодняшний день в Казахстане есть 17 платных участков общей протяженностью 3221 километр, включая 11 участков первой технической категории длиной 2161 километр и 6 участков второй и третьей технической категории общей протяженностью 1060 километров. Средняя стоимость проезда 100 километров по этим дорогам для легковых автомобилей составляет 0,25 доллара. Tengri Auto решил сравнить стоимость проезда по платным дорогам в мире.
Платные дороги - неотъемлемая часть дорожной инфраструктуры многих стран, предоставляющая возможность улучшения качества дорог и сокращения времени в пути. В разных странах мира стоимость проезда по таким дорогам может значительно различаться.
Казахстан
В Казахстане стоимость проезда рассчитывается в зависимости от направления и измеряется в месячных расчетных показателях (МРП), что на 2024 год составляет 3 692 тенге. Например:
- Астана - Щучинск: 0,0696 МРП (257,08 тенге);
- Астана - Темиртау: 0,0696 МРП (257,08 тенге);
- Алматы - Хоргос: 0,1043 МРП (385,16 тенге);
- Алматы - Конаев: 0,0348 МРП (128,47 тенге);
- Тараз - Кайнар: 0,0835 МРП (308,27 тенге).
Особое внимание заслуживает БАКАД, где стоимость поездки рассчитывается по часам:
- легковые автомобили: 0,07 МРП (258,44 тенге за час);
- автобусы до 16 мест и грузовики до 2,5 тонн: 0,08 МРП (295,36 тенге за час);
- автобусы до 32 мест и грузовики до 5,5 тонн: 0,14 МРП (516,88 тенге за час);
- грузовики от 10 тонн: 0,2 МРП (738,40 тенге за час).
Как считает автоэксперт Алексей Алексеев, вначале нужно построить хорошие дороги, а уже потом взимать плату за них.
"В первую очередь следует построить качественные дороги, а затем уже вводить оплату за их использование. Во всем мире знают и понимают, что транспортные "артерии" должны приносить деньги с туристов и транзита грузов. Это стандартная практика, которая приносит прибыль. А у нас по какой-то причине мы оплачиваем и налоги государству, и за платную дорогу.
Мы более 30 лет независимы, но до сих пор не смогли построить даже одну полноценную дорогу между Алматы и Астаной. Это позор. Кроме того, новые дороги часто строятся без разделителей. Например, дорога из Алматы до Усть-Каменогорска частично идет без разделителя. Это увеличивает риск аварий, поскольку потоки автомобилей не защищены. Мы строим дороги, которые Европа строила в 70-х годах, а Америка - еще в 20-х годах прошлого века", - комментирует автоэксперт.
США
Сеть автобанов здесь охватывает более обширную территорию, чем железные дороги, поэтому для грузоперевозок чаще всего используют грузовики. Средняя плата за проезд по этим дорогам невысока: например, во Флориде проезд по участку в 427 километров стоит 18,2 доллара, а в Пенсильвании маршрут длиной 579 километров обойдется в 29,35 доллара (для легковых автомобилей). Однако есть и более дешевые варианты, такие как "Аллея аллигаторов" (2,50 доллара за 136 км) или шоссе к аэропорту Майами (1,25 доллара за 6,65 км). Следует отметить, что стоимость проезда значительно варьируется в зависимости от штата, причем самыми дорогими для водителей являются мосты и туннели, которых даже больше, чем платных дорог.
Япония
Из-за ограниченности земельных ресурсов в Японии стоимость проезда по платным дорогам довольно высока. Например, проезд по трассе из Токио в Нагою (325,5 километра) стоит 7 100 йен (45,19 доллара). А поездка из Токио до аэропорта Нарита обойдется вам в 2 500 йен (15,91 доллара). Высокие тарифы объясняются необходимостью поддержания дорог в идеальном состоянии и высокой плотностью трафика.
Китай
В Китае плата за проезд также варьируется в зависимости от региона и типа дороги. Например, поездка из Пекина в Фучжоу (1 898 километра) на автомобиле стоит 960 юаней (6,11 доллара). А в районе Пекина тарифы составляют около 0,4 юаня за километр, но могут достигать 2 юаней за километр.
Наиболее дорогая дорога - Пекин – Шэньян (658 километра), где стоимость составляет 13,73 доллара за 100 километров, а полный маршрут стоит 90,37 доллара.
"Повышение цен на дороги без улучшения их качества не принесет пользы. Пока наши дороги не соответствуют современным стандартам, не следует взимать за них плату. Наши дороги должны быть безопасными и современными. В Европе уже давно строят разноуровневые дороги с защитными барьерами, которые предотвращают выезд автомобилей на встречную полосу. У нас же множество аварий с погибшими из-за того, что дороги не соответствуют современным требованиям.
Мы должны стремиться к улучшению жизни граждан, а не к подражанию Европе. Ориентироваться следует на ближайших соседей, таких как Россия и Узбекистан, которые в некоторых аспектах, включая качество дорог, уже опережают Казахстан. Когда у нас появятся современные безопасные дороги, тогда можно будет говорить о взимании платы за их использование", - заключает эксперт.
Ранее мы рассказывали о том, сколько стоят платные парковки в разных странах.
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok