Можно ли заряжать электромобиль дома и какие органы будут это контролировать, рассказал корреспонденту Tengri Auto руководитель законопроекта, депутат Мажилиса Арман Калыков.
Можно ли заряжать электромобиль дома и какие органы будут это контролировать, рассказал корреспонденту Tengri Auto руководитель законопроекта, депутат Мажилиса Арман Калыков.
С 18 сентября в Казахстане начали действовать поправки, которые узаконили эксплуатацию электрических автомобилей. Напомним, что в июле были внесены изменения в закон "О дорожном движении", где теперь официально закреплено понятие "электромобиль". Кроме этого, были внесены изменения в некоторые законодательные акты по вопросам транспорта и развития инфраструктуры для электромобилей.
Недавно в сети появились жалобы, что по закону нельзя заряжать электромобиль дома. В статье 9-5 закона "Об электроэнергетике" в пункте 4 указано: "Потребление электроэнергии электрозарядными станциями не относится к бытовому потреблению". Это может означать, что владельца электромобиля, который заряжает машину от домашней электросети, за которую он платит как за бытовое потребление, могут привлечь к административной ответственности по статье 309-1 КоАП "Самовольное подключение к электрическим сетям". Штраф для физических лиц составит 50 МРП (184 600 тенге), а если зарядка происходит на территории офиса (если компания относится к крупному бизнесу) - 500 МРП (1 846 000 тенге).
Информация о штрафах, которые понесут владельцы электрокаров, заряжающие их в собственных домах, вызвала общественный резонанс. Но депутат Калыков опроверг эту информацию.
По его словам, законом предусмотрено понятие "электрозарядная станция", определены требования к безопасности электрозардяных станций и небытовой характер потребления электроэнергии. Кроме того, установлен запрет на самовольное подключение к электрическим сетям и административная ответственность за нарушение данного запрета.
"Хочу успокоить владельцев электромобилей: если вы получили и исполняете новые технические условия, штрафов за зарядку электромобиля в собственном доме не будет. Рекомендуется оформление дополнительного договора для подключения электрозарядных станций в частных домах", - сказал он.
Законом также предусмотрена возможность устанавливать электрозарядные станции в паркингах жилых комплексов, если получены и соблюдены новые техусловия.
"На распространенном в сети видео автор утверждает, что ему запретили заряжать электромобиль, но физически ему никто ничего не отключал и запретов не вводил. Он утверждает, что зарядная станция потребляет меньше энергии, чем утюг, но это некорректно. Например, его электромобиль имеет батарею на 100 киловатт в час, и для ее зарядки за семь-восемь часов необходимо как минимум 20 киловатт в час, что явно больше, чем мощность утюга", - прокомментировал мажилисмен.
Депутат напомнил, что в Казахстане действительно существует дифференцированный тариф в зависимости от объема потребления.
"Теперь для физических лиц, то есть для населения, есть тоже дифференциация в зависимости от количества потребления. Это сделано для стимулирования экономии электроэнергии: чем больше потребляешь, тем выше плата.
Если человеку официально разрешено подключить, например, 15 киловатт в час, то при превышении этого лимита ему придется платить больше. Это касается и зарядных станций для электромобилей: мощные станции требуют особого разрешения, особенно в многоквартирных домах или на подземных паркингах, где есть требования безопасности", - рассказал Арман Калыков.
Он подчеркнул, что официальных запретов на зарядку электромобилей в частных домах при наличии необходимых технических условий нет.
"Если все сделано по правилам, никто не имеет права запрещать использовать зарядные устройства дома", - резюмировал он.
Арман Калыков рассказал, что в Алматы для каждого жителя дома установлены следующие тарифы на электроэнергию:
- до 90 киловатт в час - по минимальному тарифу 25,94 тенге за 1 киловатт в час;
- от 90 до 160 киловатт в час - по среднему тарифу 34,34 тенге за 1 киловатт в час;
- свыше 160 киловатт в час - по высокому тарифу 42,92 тенге за 1 киловатт в час.
Таким образом, каждый человек может потреблять до 90 киловатт в час по низкой цене, а за превышение придется платить по более высоким тарифам. Например, если кто-то использовал 150 киловатт в час, то 90 киловатт в час будут оплачены по минимальному тарифу, а оставшиеся 60 киловатт в час - по среднему.
Если рассчитать стоимость зарядки электромобиля, для которого в среднем нужно 100 киловатт в час, то 90 киловатт в час будут стоить 2334,6 тенге, а оставшиеся 10 киловатт в час - 343,4 тенге. Итого за первые 100 киловатт в час выйдет 2678 тенге. Поскольку владельцы электромобилей обычно заряжают свои авто больше одного раза в месяц, дальнейшие 100 киловатт в час будут обходиться уже по более высоким тарифам. Для них может быть выгоднее использовать тарифы для небытового потребления, которые стабильны, независимо от объема.
Кроме того, такие тарифы помогут поддерживать порядок в подземных паркингах и предотвратят использование зарядных станций для общедомовых нужд, поскольку подключение к квартирному счетчику технически нецелесообразно.
Также мажилисмен отметил, что при незаконном подключении, когда электроэнергии потребляется больше, чем положено, владельца дома ждет штраф, так как идет большая нагрузка на сети и может произойти сбой.
К слову, таких нарушителей будет легко вычислить по показаниям счетчика.
Кроме этого, добавим, что с 18 сентября владельцам электромобилей не надо будет платить за парковку. Они освобождаются от платы наряду с ветеранами войны, инвалидами, многодетными матерями и гражданами, пострадавшими от ядерных испытаний. Для освобождения от платы за парковку владельцы электромобилей должны предоставить подтверждающий документ через сайт eOtinish, приложив сканированную копию техпаспорта.
Ранее мы писали, как установить зарядку для электрокара в паркинге и не нарваться на штраф.
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok
Показать комментарии