Блоги
24 ноября 2024 | 09:20

50 лет истории АвтоВАЗа: чем “копейка“ до сих пор удивляет?

Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto
Фото QAZ-Auto

Ровно 50 лет назад с конвейера АвтоВАЗа сошел первый автомобиль. Звалась та машина "Жигулями", "единичкой", "копейкой" или ВАЗ-2101. А последнее из ярких творений Волжского автогиганта - LADA Vesta.

Ровно 50 лет назад с конвейера АвтоВАЗа сошел первый автомобиль. Звалась та машина "Жигулями", "единичкой", "копейкой" или ВАЗ-2101. А последнее из ярких творений Волжского автогиганта - LADA Vesta.

Tengri Auto совместно с Республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает цикл тест-драйвов автомобилей, которые уже очень давно сошли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.

Почему сравнение ВАЗ-2101 и LADA Vesta не так абсурдно?

Желание сравнить их многим покажется абсурдом, ведь "последнее авто" просто обязано быть лучше. И это так! Однако меня волнует совсем другое: в чем первенец до сих пор не хуже?

Безусловно, в статье не пойдет речь о полноценном сравнении в широком понимании этой фразы. Но выяснить, готов ли классический автомобиль отстоять свое право на существование в нынешних реалиях, мы определенно сможем. И это будет очень важно, ведь классические ВАЗы в тренде у современной молодежи. Для них (молодежи - прим.) любая "копейка", "тройка" или "шестерка" в хорошей сохранности - это самый доступный предмет самовыражения на колесах. Судите сами, кто привлечет к себе больше внимания: молодой человек, сидящий в недорогом автомобиле вроде "Весты", "Соляриса", "Рио" и прочих, или же в яркой классической машине, чей отлив хромированных деталей на солнце сегодня встречается крайне редко? Ответ очевиден, как очевидно и то, что за внимание окружающих придется платить. Но что именно ждет владельца классики и насколько серьезными будут его жертвы?

LADA Vesta: плюсы и минусы современного авто

Для того чтобы задать правильный тон предстоящим действиям и оценкам, начинаю с "Весты"…

Вообще, моему близкому общению с ВАЗами уже более 15 лет: первым собственным авто была "девятка". А еще в моей автомобильной биографии можно встретить три года с LADA 4x4. Конечно, ничего общего с ними Vesta не имеет. Это, кстати, замечательно! Наконец-то: удобная (в своем классе) посадка за рулем; никаких скрипов из торпедо и жужжаний снизу; информативное управление; сносная динамика и управляемость; плавный ход по дорогам с не всегда ровным покрытием; просторный, опять-таки для своего класса, салон (при росте 189 сантиметров я спокойно умещаюсь не только за рулем, но и сравнительно легко сажусь на задний диван, не меняя при этом настроек кресла водителя).

Удобен багажник: он и по внутренним габаритам, и по погрузочной высоте чуть ли не лидер в своем сегменте. Помимо этого, для LADA Vesta представлен довольно обширный выбор комплектаций, а также выбор двигателя и типа трансмиссии.

Доступна даже спорт-версия, не говоря об универсале и модификациях Cross. Когда такое было? Хотя, если рассуждать трезво, то удивляться абсолютно нечему и даже более того - есть повод погрустить. Ведь подобные линейки на базе одной модели у большинства автопроизводителей считаются нормой не одно десятилетие.

По итогу вышеизложенного добавлю лишь следующее: Vesta, конечно, не самый лучший, но и не самый худший вариант за свои деньги.

Три причины, почему ВАЗ-2101 остается актуальным

А что, если есть 2,5 миллиона и есть достойный экземпляр 1975 года за эту сумму?
Очередная авантюра? Скорее, повод задуматься!

Шахмутдин, предоставивший на тест "копейку", пользуется своим раритетом ежедневно. По будням: детей в детсад и на работу. По выходным: в гости и за покупками.

Жалуется ли Шахмутдин на недостатки сорокасемилетнего авто? Решительно, нет! И вот тому причины:

Причина №1

О просторном салоне "копейки" уже давно складываются легенды. И это вовсе не выдумки. Концепция распределения свободного места в этом авто была идеальной и передалась по наследству всем последующим заднеприводным ВАЗам. Несмотря на скромные габариты, в "жигулях" с одинаково достойным комфортом размещались пять взрослых людей - при этом их колени ни во что не упирались, а головы не задевали потолок. Итак, к слову: этого очень не хватало в "восьмом" и "десятом" семействах.

Причина №2

"Жигулей" было выпущено столько, что запчастей на них хватит еще нашим внукам. Причем совсем не обязательно заморачиваться поиском оригинальных деталей, если только речь не идет о стопроцентной конкурсной реставрации. На рынке представлено огромное количество дубликатов, причем цены в большинстве своем сопоставимы со стоимостью деталей на ту же "Весту", а кое-что даже дешевле.

Причина №3

Ситуация на рынке с классическими ВАЗами в хорошей сохранности обстоит довольно интересно. Цена "копейки" на протяжении последних пяти-семи лет регулярно росла. Конечно, говорить о каких-то сверхприбылях не стоит, но все же большинство владельцев остались "в плюсе" после продажи. К тому же ВАЗ, ввиду большего количества интересных предложений (до 3 миллионов тенге), гораздо популярнее прочей классики. "Жигули" проще купить и проще продать.

О недостатках ВАЗ-2101

Как известно, у каждой медали две стороны. Поэтому освещение негативных сторон владения классическим заднеприводным ВАЗом, в лице "первой модели", считаю таким же обязательным. И, ожидаемо, основной недостаток кроется в эксплуатационных свойствах авто. Открывать капот понадобится чаще, чем у современного автомобиля. Придется узнать о таких вещах, как ручная подкачка топлива и регулировка зажигания. Хотя, если машина полностью исправна и регулярно эксплуатируется, будет достаточно раз в неделю.

Какие проблемы ждут владельца ВАЗ-2101

Помимо этого, следует знать: вакуумные корректоры, бесконтактное зажигание, четырехклапанное газораспределение и впрыск топлива - это то, чего нет у ВАЗ-2101.

А что же есть? А есть: тугая педаль сцепления, невнятный тормоз (кстати, усилитель тормозов стали ставить только на ВАЗ-2103), тяжелый руль и маленькие зеркала (хотя обзорность у "классики" аквариумная - просто нужно заставлять себя чаще крутить головой).

Все вышеперечисленное превращает управление и разгонную динамику в физические и эмоциональные упражнения. От человека, пересевшего с относительно современного авто на "копейку", будут поступать постоянные жалобы на то, что болят плечевые суставы - ведь крутить рулевое колесо, которое лишено усилителя, совсем не просто. А еще болят мышцы ног, так как педали очень "недружелюбные". Про "никакую" динамику в современных условиях жалобная песнь будет особенно трогательной. И это понятно, ведь сердце классики способно выдать лишь 47 лошадиных сил.

Но при этом никто не осмелится ругать коробку - ее четко работающий механизм переключения передач не хуже, чем у современных авто. А еще у 2101 очень комфортные сиденья (благодаря 100-процентной натуральной набивке из кокосовой койры).

…Ну вот, незаметно для себя я вновь переключился на достоинства. И это при том, что у моих родителей не было "жигулей", и я свободен от болезненной ностальгии по советским авто. Но почему, сидя немного в раскоряку за рулем этой ярко-зеленой машины, лишенной многих современных помощников, я улыбаюсь? Может, потому что люди из проезжающих мимо машин улыбаются мне? Или от того, что, несмотря на возраст и кучу недостатков, "копейка" готова дарить настоящие эмоции и при этом делать свою работу исправно? Вероятно, из-за всего перечисленного.

Проводя черту под изложенным, сформулирую заключение так: если автомобиль - это транспорт и не более; нет иной возможности хранить авто, кроме как под окнами своего дома (особенно в зимнее время); напрягает излишнее внимание окружающих к своей персоне и к своему автомобилю - тогда ВАЗ не для вас. По крайней мере, классический.

Реакция окружающих: тест на популярность ВАЗ-2101 и LADA Vesta

Фотосессия для материала была запланирована в очень оживленном месте. Как результат - множество желающих посмотреть поближе или сфотографироваться на фоне (разумеется, речь о "копейке"). Провести опрос - идея спонтанная, но довольно интересная и, самое главное, отображающая реальное отношение обывателей к классике.

Полученные результаты приведены нами в отдельном столбце. Стоит отметить, что у одного из опрошенных "ноль первая", а, точнее, ее поздняя модификация 011, находится в собственности. У шестерых она была в семье. А вот владельцев "весты" среди опрошенных не оказалось.

Опрошено: 54 человека

  • Нравится "копейка" - 25
  • Нравится "веста"" - 11
  • Не нравится ни один, ни другой автомобиль - 18
  • Купил бы "копейку" - 9
  • Купил бы "весту - 27
  • Предпочел бы выбрать что угодно, только не ВАЗ (Lаda) - 18

Ранее в нашей рубрике мы писали: