Согласно данным Бюро национальной статистики, в апреле 2024 года на учет поставлено 157,9 тысячи единиц легковых автомобилей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение показателя на 7,9 процента. Однако большинство экспертов не согласно с мнением, что вторичный рынок стагнирует.
Согласно данным Бюро национальной статистики, в апреле 2024 года на учет поставлено 157,9 тысячи единиц легковых автомобилей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение показателя на 7,9 процента. Однако большинство экспертов не согласно с мнением, что вторичный рынок стагнирует.
Пандемия и "взлет" китайского автопрома
По мнению экспертов, изменения на вторичном рынке начались еще с 2020 года.
"Пандемия повлияла на производство полупроводников, что вызвало дефицит автомобилей. Ожидалось, что на фоне пандемии мировой спрос на автомобили снизится, но в Казахстане продажи не только не снизились, но и выросли, что считается уникальным явлением.
В 2021 году кризис не прошел и дефицит полупроводников продолжался. В это время Китай не испытывал проблем с полупроводниками и активно выходил на внешние рынки, в том числе Казахстан. В 2022 году начался военный конфликт России с Украиной, что привело к уходу многих автомобильных брендов из России, и российские покупатели начали активно скупать автомобили в Казахстане. Эти события привели к росту спроса и цен на вторичном рынке", - комментирует автоэксперт Алексей Алексеев.
В постпандемийном 2023 году автомобильная индустрия показала впечатляющие результаты, продемонстрировав значительный рост продаж по сравнению с предыдущими годами. Однако в 2024 году рост объема продаж замедлился, что вызвало беспокойство у потребителей.
Однако эксперты считают, что это "замедление" не является признаком стагнации. Напротив, спикеры указывают на несколько ключевых факторов, таких как насыщение спроса после всплеска в 2023 году и адаптация к новым экономическим условиям, которые способствовали краткосрочным колебаниям.
Еще одним фактором стресса стало появление китайских автомобилей на вторичном рынке. Автомобили быстро привлекли внимание казахстанцев благодаря выгодному соотношению цены и количества предоставляемых опций.
Фото: depositphotos.com / ChinaImages
"Конечно, нашествие китайских автомобилей на вторичный рынок оказывало значительное влияние, особенно в контексте привлекательности условий покупки. Рассмотрим кредитные программы. Как правило, они более выгодны для новых автомобилей. Процентная ставка по кредиту на новые автомобили обычно ниже, чем на подержанные.
Кроме того, существуют программы, поддерживаемые самими дистрибьюторами или заводами-изготовителями, которые субсидируют проценты по кредитам. Это означает, что завод покрывает банковскую процентную ставку, предоставляя покупателям минимальную ставку по рассрочке. Но для подержанных автомобилей такие условия недоступны.
Несмотря на то, что некоторые люди предпочитают покупку надежных подержанных автомобилей в кредит, рассчитывая на их долговечность и возможность последующей перепродажи, такие расчеты не всегда оправданы. В целом именно нюансы условий покупки новых китайских автомобилей оказывают значительное влияние на вторичный рынок", - рассказывает автоэксперт Дияс Валихан.
Пример: автомобиль стоимостью 8-10 миллионов тенге. При покупке такого автомобиля из Китая переплата может составить всего около 1-2 миллионов тенге за весь период кредита. Для сравнения: приобретая такой же подержанный автомобиль за ту же сумму с процентной ставкой около 30 процентов, покупатель может заплатить дополнительно до 6 миллионов тенге за тот же период.
Фото: depositphotos.com / bondvit
Есть ли перенасыщение автомобильного рынка в Казахстане?
В Казахстане наметился четкий тренд на обновление автопарка. По данным "Казахстанского автомобильного союза", в апреле текущего года было продано 13 342 единицы легковых автомобилей и легкой коммерческой техники, а также 855 грузовиков и автобусов, что на 1,2 процента меньше, чем в апреле прошлого года. Всего же с начала года было продано 53 644 автомобиля против 51 621 единицы в прошлом году (+3,9 процента).
"Снижения активности на авторынке нет. Казахстанцы отдают предпочтение приобретению новых автомобилей, которые предоставляют гарантию и сервисное обслуживание. Это связано с желанием обеспечить себя надежным транспортным средством с минимальными рисками возможных скрытых дефектов или проблем с техническим состоянием. Кроме того, доступность финансовых инструментов для приобретения новых автомобилей существенно влияет на выбор покупателей. Бывают сезонные снижения продаж, либо отложенный спрос", - сообщают в "Казахстанском автомобильном союзе".
Как считают эксперты, рынок новых автомобилей в Казахстане характеризуется высокой конкуренцией и каждый участник рынка предоставляет различные выгодные условия приобретения: скидки, спецпредложения, подарки, рассрочки, льготные кредиты и прочее, привлекая тем самым новых клиентов.
В условиях множества факторов, влияющих на вторичный авторынок в Казахстане, многие ожидали наступление стагнации. Тем не менее, вопреки этим прогнозам, стагнация так и не наступила. Несмотря на бурное развитие рынка новых автомобилей, точное предсказание будущего вторичного рынка остается сложной задачей. Ситуация продолжает оставаться неопределенной, отечественный автопром продолжает зависеть от разнообразных экономических, социальных факторов, в том числе и внешних.