В автоспорте редко можно встретить женщину за рулем гоночного автомобиля, но героиня нашего материала доказывает обратное. Яна Пелениченко - профессиональная раллийная пилотесса. Ее история - это путь от первых шагов в автогонках к профессиональным выступлениям на чемпионатах. В интервью Tengri Auto девушка рассказала о своем опыте, любимом автомобиле, трудностях и победах, а также о том, как любовь к автомиру и гонкам стала частью ее жизни.
В автоспорте редко можно встретить женщину за рулем гоночного автомобиля, но героиня нашего материала доказывает обратное. Яна Пелениченко - профессиональная раллийная пилотесса. Ее история - это путь от первых шагов в автогонках к профессиональным выступлениям на чемпионатах. В интервью Tengri Auto девушка рассказала о своем опыте, любимом автомобиле, трудностях и победах, а также о том, как любовь к автомиру и гонкам стала частью ее жизни.
Фото: Tengri Auto / Виктория Лебедева
Начало пути
Яна - яркий пример того, как увлечение автоспортом может превратиться в настоящую жизненную философию. Ее путь начался в 2004 году, когда подростком она впервые приняла участие в соревнованиях по фигурному вождению в Алматы вместе с отцом.
Фото: из личного архива Яны Пелениченко
Тогда, будучи штурманом, Яна указывала отцу направление, что стало основой для ее будущей карьеры. Уже тогда она ощутила вкус адреналина и влюбилась в автомобили. Эта страсть была частью семейной культуры, которую привил отец, и вскоре автомобили стали неотъемлемой частью ее жизни.
Фото: из личного архива Яны Пелениченко
Первая машина и путь к ралли
В 19 лет Яна приняла смелое решение - начать самостоятельные выступления на синем стоковом Subaru Impreza WRX с прошивкой от Prodrive. Хотя это была полуспортивная версия, автомобиль стал верным спутником на любительских гонках.
Фото: из личного архива Яны Пелениченко
Участие в местных ралли и следование за миром автоспорта постепенно привели ее к профессиональным соревнованиям. Настоящим прорывом стало приобретение в 2012 году раллийного Citroen C2. Яна продала своего "субарика" и отправилась в Москву, где уже подыскала для себя "заряженный" желтый Citroen, полностью оборудованный для участия в ралли. Под капотом у него было 180 лошадиных сил. Автомобиль был оснащен Citroen Sport китом: каркас безопасности, кулачковая КП, спортивные амортизаторы и система пожаротушения.
История доставки машины из России в Казахстан стала настоящим приключением.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
"Я всегда шучу, что привезла машину в холодильнике. У меня не хватало денег на автовоз, а в Алматы ехала полупустая холодильная фура. В итоге машину доставили еще и со скидкой! Это было настоящее приключение", - смеется она.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Впоследствии автомобиль стал важной частью ее участия в раллийных соревнованиях. Но, к сожалению, пандемия привела к сокращению раллийных гонок в Казахстане, сохранив лишь зимние заезды на севере страны. Так что Яне пришлось переквалифицироваться и начать выступать в кольцевых гонках и драг-рейсинге. Однако гонщица остается оптимистичной и надеется, что ралли вновь возродится в Казахстане.
Яна с Томми Мякиненом - легендой мирового ралли и чемпионом мира. Встреча на его треке в Финляндии, где они тестируют Subaru. Фото - из личного архива Яны Пелениченко.
"Ралли - это королева автоспорта", - отметила девушка.
Кольцевые гонки и Subaru Impreza
Сейчас Яна выступает на Subaru Impreza, приобретенной ее семьей в 2008 году в салоне. Эта машина, хотя и была когда-то повседневной - на ней ездил отец семейства, постепенно превращается в гоночный болид. Яна признается, что автомобиль все больше адаптируется под трек и для городской езды уже почти не подходит.
Фото: Tengri Auto / Виктория Лебедева
"Это была машина, на которой я ездила каждый день: дом, работа, дела и так далее. Позже, когда я начала ездить на ней на кольце, она была в абсолютно стоковом варианте. Там стояла обычная городская резина, стоковый движок и коробка. Но когда ты начинаешь постоянно кататься, ты, конечно же, хочешь улучшать результат. Приходится переделывать машину".
Фото: Tengri Auto / Виктория Лебедева
"Вначале я просто заменила двигатель на чуть более мощный, чем был, а с прошлого лета я уже поменяла резину, поставила более кольцевую, сделала большой развал колес, поменяла амортизаторы, поменяла рычаги и так далее. Я начала полностью готовить автомобиль именно для кольцевых гонок. И, естественно, я начала сильно улучшать свое время. Сейчас уже, так скажем, конкурентно катаюсь с ребятами", - рассказывает Яна.
Фото: Tengri Auto / Виктория Лебедева
Автомобиль сильно привлекает внимание из-за яркой окраски и громкого выхлопа.
Мой "субарик" становится все более специализированным для трека, но я не планирую его продавать. Это не просто машина, это символ моих достижений и страсти", - отмечает Яна.
Фото: Tengri Auto / Виктория Лебедева
Для городских поездок Яна использует электрокар, но отмечает, что любовь к ДВС вечна.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
"На электричке, конечно, очень комфортно ездить по городу, но именно когда я выезжаю в город на Subaru, на механике, когда все гремит, кряхтит, я чувствую себя собой. Она яркая, она шумная, и она мне нравится. Я не могу это передать словами, если честно. Когда ты едешь на обычной белой электричке, ты чувствуешь себя серой массой. А когда едешь на ней, ты чувствуешь себя какой-то индивидуальной, что ли", - рассказывает гонщица.
Вызовы автоспорта
Автоспорт - это не только адреналин и скорость, но и серьезные финансовые вложения. Яна вспоминает тяжелый момент своей карьеры, когда во время гонок в Усть-Каменогорске ее машина перевернулась.
Фото: из личного архива Яны Пелениченко
"Это называется "сделать уши"! Машина пострадала: погнулись рычаги, повредился кузов, и нужно было срочно отремонтировать автомобиль до следующей гонки", - вспоминает Яна.
Фото: из личного архива Яны Пелениченко
По ее словам, раллийные коробки передач и другие компоненты стоят очень дорого, что делает этот вид автоспорта особенно затратным.
Поддержка и физическая подготовка
Яна подчеркивает, что в автоспорте важна поддержка команды и коллег, и хотя гонки считаются "мужским" видом спорта, для решительных девушек нет нерешаемых задач.
Фото: Tengri Auto / Виктория Лебедева
Физическая форма также играет важную роль, и Яна советует начинающим гонщицам не бояться пробовать себя в этом мире, но не забывать о тренировках для избежания травм.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
История Яны вдохновляет на смелость и уверенность в своих силах, доказывая, что упорство и любовь к делу могут преодолеть любые преграды, даже в экстремальных условиях автоспорта.