Блоги
15 сентября 2024 | 07:38

Тест-драйв культовых машин 90-х: Mercedes S280 - Lexus LS 400 - Merqury Grand Marquis

Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto
Иллюстрация QAZ-Auto

Тема 90-х очень популярна. Достоверно и не очень "тяжелое десятилетие", закончившееся двадцать лет назад, стало часто обыгрываться в кино и сериалах, воспроизводиться в документальных фильмах. Число самозанятых в YouTube-пространстве, стилизующих свои ролики под те времена, растет с каждым днем. "Девяностые" можно смело назвать трендом.

Тема 90-х очень популярна. Достоверно и не очень "тяжелое десятилетие", закончившееся двадцать лет назад, стало часто обыгрываться в кино и сериалах, воспроизводиться в документальных фильмах. Число самозанятых в YouTube-пространстве, стилизующих свои ролики под те времена, растет с каждым днем. "Девяностые" можно смело назвать трендом.

Не отставать от остальных решили и мы: нашли три ярких автомобиля того времени и выяснили, какой же из них лучше подходит на роль культовой машины 90-х.

Tengri Auto совместно с Республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает цикл тест-драйвов автомобилей, которые уже очень давно сошли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.

На роль главных героев нашего сравнительного теста "в стиле 90-х" было решено отыскать самые яркие и недосягаемые кандидатуры того времени. Иными словами, эффектные машины, каждая из которых в период страшной безработицы и растущей криминогенной обстановки стоила как несколько хороших столичных квартир, а в регионах - дороже целого подъезда жилой многоэтажки. Выбирали по представителю от трех автомобильных держав. И вот к чему пришли: отстаивать интересы Германии должен Mercedes-Benz S-klasse. Представлять Страну восходящего солнца надо удостоить чести Lexus LS 400. А выступление за страну со звездно-полосатым флагом хотелось увидеть в исполнении достаточно редкого Mercury Grand Marquis. Однако собрать компанию из числа задуманных автомобилей - задача, как выяснилось, не из простых.

Сразу оговорюсь: в отличие от Mercury и Lexus, у "немца" под капотом не V8, а рядная "шестерка" с самым малым объемом для этой модели - 2.8 литра. Основная причина такого выбора - это, конечно, состояние. Хотя, если обратиться к техническим характеристикам, приведенным в конце, разница между ними перестает казаться ощутимой.

Судьбы героев

Когда среди коллег я рассказал о выбранном "Мерседесе" для статьи, то услышал следующее: "Mercedes S 280, что это? Кто такое придумал, для кого? Их кто-то покупал?"

S 280 покупали, причем весьма охотно. Основными потребителями данной модели являлись конторы по прокату автомобилей - для них самый доступный S-klasse был лучшим предложением на рынке. Во-первых, "двести восьмидесятый" стоил более чем в два раза дешевле "шестисотого", а выглядел при этом почти так же. Кстати, именно с участием прокатного S 280 в августе 1997 произошла жуткая авария, унесшая жизни Принцессы Дианы, Доди-Аль-Файеда и водителя Анри Поля.

А во-вторых, 193 лошадиные силы - это та черта, из-за которой в Европе значительно возрастали налоги, поэтому покупали "дешевые" "Мерседесы" нерасточительные бизнесмены, которым очень хотелось выглядеть респектабельно. Как правило, ездили они немного, при этом в срок обслуживали машины. Очевидно, наш испытуемый побывал в похожих руках.

Судьба Merqury Grand Marquis аналогична судьбе любого "американца" на просторах нашей родины.

Привезли в 90-е. Ездил до первой серьезной поломки. Затем автомобиль долго стоял, пока его не купил человек, желающий привести авто в чувства, невзирая на траты. Что до самой марки Mercury, сегодня она многих заставляет напрячь память. Все знают американские Cadillac, Lincoln, Ford и Chevrolet. Mercury - не из их числа. Он ближе к неизвестным Oldsmobile, Imperial, Saturn, Buick, Pontiac. Вообще, Mercury Grand Marquis - это достаточно респектабельный автомобиль.

По своему статусу в корпорации Ford он занимал ступень, отделяющую бюджетный Ford Crown Victoria от люксового Lincoln Town Car. При этом вся троица базировалась на единой платформе и оснащалась одинаковыми двигателями. Последнее обстоятельство сегодня выручает некоторых неравнодушных, ведь Mercury встречается гораздо реже, чем Lincoln, по крайней мере в Казахстане.

Lexus LS встречается часто, но только не "четырехсотый".

Сегодня по количеству предложений на нашем рынке он близок к Mercury, то есть практически отсутствует. Хотя в свое время завезли их в республику гораздо больше. В чем причина? Сегодня потенциальные покупатели янгтаймеров не видят смысла в приобретении LS 400. Рассуждения такие: "Да, он неплохой, но ничем не примечательный. Поэтому, если хочешь восстановить что-то из японского или купить готовый проект, лучше обратить взор на более культовый автомобиль, например Toyota Century". Отсюда, можно сказать, и безрезультатность поиска: "откатав свое" старые LS отправляются прямиком на авторазборы, а не на поиск новых владельцев.

Однако все может измениться, но об этом позднее. Что касается конкретно нашего Lexus, привезли его из Кыргызстана, где до сих пор можно найти много интересного с клеймом "Made in Japan". Там же, судя по всему, он получил вторую жизнь благодаря пересадке мотора и кое-чего еще из праворульного аналога - Toyota Celsior. В остальном экземпляр весьма неплох!

"…о наворотах"

Единственное, что немного "напрягает" в салоне Lexus, - это монитор на центральной консоли. Вписался он "не топорно", но лучше видеть на его месте оригинальную панель управления аудиосистемой. Такой интерес к ее персоне объясняется необычным исполнением. Для того чтобы настроить параметры звука, на "утопленные в панель" регуляторы требовалось предварительно нажать, после чего они немного выдвигались вперед, давая возможность ухватиться за них пальцами. Согласитесь, довольно необычно. Но таких необычных вещей в салоне LS 400 достаточно.

В конце 80-х этот интерьер считался очень стильным.

При повороте ключа зажигания "оживает" практически наглухо темный щиток приборов. Складывается впечатление, что он цифровой, но нет, он аналоговый! Сигнальные значки, расположенные внутри циферблатов тахометра и спидометра, проецируются туда при помощи лазера из-под козырька щитка приборов. При всех этих сложностях одометр имеет анахроническое исполнение: он механический, барабанного типа, как на советских автомобилях! Причем этот важный элемент вынесен за пределы щитка приборов, а на его обычном месте - цифровой одометр разовых поездок.

О том, что LS 400 предназначался преимущественно для североамериканского рынка, говорит градуировка в милях по внешнему кругу спидометра. Индикаторы, отображающиеся внутри тахометра и спидометра, проецируются туда при помощи пучков лазера с козырька щитка приборов.

Еще одна интересная деталь - дополнительная замочная скважина - расположена слева от рулевой колонки. Для того чтобы понять ее предназначение, нужно помнить, что LS предназначался прежде всего для рынка США. Поворотом ключа в этом блоке блокируется доступ к багажнику и лючку бензобака, что необходимо лишь в одной ситуации: передача ключей от авто парковщику, то есть служащему элитных заведений, который паркует автомобили гостей.

При всей высоко технологичности одометр у четырехсотого механический

В остальном автомобиль укомплектован тем, что требовалось премиальному автомобилю того времени. Есть довольно обширные электрорегулировки передних кресел, подогрев кресел, регулируемая рулевая колонка, климат-контроль, даже высота ремня безопасности настраивается при помощи отдельной клавиши. Неплохо даже по сегодняшним меркам, а для конца 80-х - тем более.

Mercedes из-за своего бюджетного происхождение укомплектован слабее.

В дизайне интерьера W140, по сегодняшним меркам, нет ничего необычного. К тому же подобная стилистика была присуща всем Мерседесам 90-х.

Но даже несмотря на это, в стандарте он имеет двойное остекление, раздельный климат-контроль, две подушки безопасности (у LS и Grand Marquis только по одной), регулируемую рулевую колонку, складываемые зеркала, "парковочные рожки" в корме, которые до появления на свет парктроников позволяли водителю столь крупного авто чувствовать свои габариты при сдаче назад, и множество прочих электронных помощников.

Щиток приборов аналоговый. Тем не менее он отображает всю необходимую информацию.

Хочется также сказать пару слов о тканевой обивке салона - это не всегда участь "дешевых" модификаций! В некоторых ранних 500 и 600 SEL, которыми сегодня интересуются коллекционеры, можно встретить такое же исполнение.

Кресла и задний диван Мерседеса, несмотря на возраст, остаются одними из самых удобных.

Кстати, кресла "Мерседеса" оказались самыми удобными, а салон - наиболее просторным. Последнее неудивительно: даже в "коротком" исполнении база S-класса больше, чем у Mercury, который длиннее на 27 сантиметров.

Перед тем как начать повествование о внутреннем убранстве и опциях Grand Marquis, следует рассказать, как можно попасть в его салон.

Интерьер "американца" не спутать: огромное пространство, прямолинейный стиль, минимум новомодных для 90-х опций.

Первый способ тривиален: вставляешь ключ в замочную скважину, проворачиваешь, отпираешь… А вот второй - при помощи системы бесключевого доступа! Только не нужно думать, что это "обычная система", когда у владельца в кармане лежит карта, а автомобиль распознав ее сам отпирает двери. Все намного интереснее! На водительской двери расположен блок с настоящими клавишами, которые пронумерованы от 0 до 9. Для того чтобы открыть замки дверей и багажника, нужно, "потыкав пальцем", ввести код. Ну что же, теперь мы в салоне, который из нашей троицы самый простой в плане оснащения.

Широкая и практически пустая передняя панель. Щиток приборов, отображающий всего шесть функций (у "японца" и "немца" их более двадцати). Обычный кондиционер вместо климат-контроля. Рулевая колонка, регулируемая только по высоте, причем вручную. У автомобиля нет даже ABS.

Однако "пустота" и исполнение - это то, благодаря чему в рамках нашего тест-сравнения салон Mercury оказался в лидерах. Сегодня россыпью клавиш с различными аббревиатурами, как в "Мерседесе" и "Лексусе", вряд ли кого-то удивишь. А вот их отсутствием - напротив. И в салоне Mercury удивляет все: от огромного джойстика, управляющего зеркалами, и архаичных тумблеров из полированной стали, отвечающих за опускание и поднимание стекол, до широченного переднего дивана, лишенного даже намеков на боковые упоры.

Формально спереди три места, но все же центральное лучше использовать как подлокотник.

Каждая деталь здесь дополняет другую и лаконично вписывается в общую картину. Горизонтальный щиток приборов, огромная полированная рукоять АКП, торчащая из ступицы рулевого колеса, "ползунки" кондиционера и печки - все это как будто из другого мира. Причем мира целостного. И вот одно небольшое подтверждение этим словам: одометр "американца" такой же механический, как в LS 400, но своим исполнением он никого не раздражает, ведь он такой, каким должен быть.

Давай прокатимся

Управление "американцем" в наших условиях - это наука, но познать ее несложно при наличии желания и возможности. Да, есть габариты, к которым нужно привыкнуть: невнятное управление, ватные тормоза и прочие нюансы. Вопрос в том, играют ли они серьезную роль для владельца подобного авто. Сев за руль Grand Marquis, я меньше всего хотел молниеносно сорваться с места, зайти в поворот на приличной скорости, а в кульминации - совершить экстренное торможение. Уверен: ничего похожего не хочет делать и сам хозяин авто, а также большинство владельцев аналогичных машин.

Крены кузова при резком вхождении в поворот у Grand Marquis самые сильные. Водитель при этом ощущает определенный дискомфорт, ведь кресла диванного типа лишены упоров – тело во время таких маневров то и дело норовит соскользнуть в сторону уклона.

Меркьюри создавался для иного и для других целей служит сегодня. Кстати, главная из них сейчас - получение удовольствия! Взявшись левой рукой за тонкий обод рулевого колеса, а правой потянув кулису КП к положению "D", неосознанно я обрел какое-то спокойствие и перестал переживать за то, как сложится тандем между мной и автомобилем. Легкое, но уверенное нажатие на педаль акселератора без каких-либо раздумий материализовалось в движении. Добавила уверенности прекрасная обзорность, причем не только вперед. Меня перестал смущать тот факт, что в расстояние, отделяющее меня от переднего бампера, возможно, уместится Daewoo Matiz, а еще один сможет уместиться сзади. И последнему есть простое объяснение: салон Grand Marquis просторный, но не огромный. В нем нет напрягающей ноты излишнего пространства, как в большой необжитой квартире.

Нажимаю на газ сильнее, чтобы подзадорить себя, и машина сразу же реагирует: ускоряется, но при этом не старается об этом заявлять вслух. Окна открыты, но тембр, издаваемый атмосферным мотором о восьми цилиндрах, нисколько не изменился. Единственное, что говорит о скорости, за исключением спидометра, - это меняющийся пейзаж. Ускорение с 60 до 100 - это вообще что-то удивительное. Передаешь усилие на педаль через правую ногу, плавно опускаешь взор к спидометру и наблюдаешь, как стрелка вплотную приблизилась к отметке 100. Конечно, если сосредоточиться на точных замерах динамики, то результаты вряд ли покажутся выдающимися. Но ведь для нас главное - ощущения, которые способен передать автомобиль, а не его реальные возможности на фоне современников. Для любителей активной езды полно других транспортных средств. А Grand Marquis - это машина хорошего настроения, и я для себя это уяснил навсегда.

Кстати, во время поездок мне не всегда удавалось улавливать моменты переключений: коробка отрабатывает на удивление мягко. Наверное, даже мягче, чем подвеска, которая поглощает в себя все стыки и выбоины дорожного полотна. И наверняка самые внимательные уже заметили, что на фотографиях у "Меркьюри" разные колеса. Дело в том, что знакомство с автомобилями и фотосессии затянулись на целый месяц, в ходе которых владелец авто успел сменить "обувку" у своего Grand Marquis. Вспомнил я об этом только из-за желания сравнить плавность хода. Вердикт следующий: на стандартных колесах "американец" мягче, но называть разницу огромной я бы не стал. Еще один интересный момент, о котором хочется вспомнить, - это разворот. Для своего первого раза я выбрал наиболее широкий отрезок дороги и был удивлен тому, что машине потребовалось гораздо меньше места. Хотя чему я удивлялся, ведь, как написано ранее, у Grand Marquis колесная база даже меньше, чем у короткого S-класса! Правда, без одного "НО" все же не обойтись. Выдающаяся длина автомобиля кроется в его больших свесах. Поэтому, выбирая для разворота узкое пространство, вы подвергаете опасности свои бамперы.

Mercedes S280 - полная противоположность Merqury Grand Marquis! Но это не значит, что, взявшись за руль с трехлучевой звездой по центру, я испытал дрожь по всему телу. Нет. Я был спокоен. Однако причины моего спокойствия на сей раз вполне объяснимы. Сидя в салоне "Мерседеса", я обретаю железную уверенность в надежности и самозащищенности. Тяжелые двери, великолепная шумоизоляция, прекрасно размещенные как основные, так и вспомогательные органы управления, предназначение и применение которых интуитивно ясно даже человеку, никогда не сидевшему в "Мерседесах" 90-х.

S-класс в меру валкий, что неплохо, учитывая габариты и массу. При активной езде находиться в нем наиболее комфортно.

Движется автомобиль размеренно и уверенно. Очень энергоемкие подвеска и шины позволяют без оглядки влетать в глубокие выбоины, прекрасно проходить пологие волны, не опасаясь пробоев подвески или погнутых дисков колес. При этом размеренность движения не прерывается даже при интенсивном педалировании. Премиальный "немец" ускоряется, но делает это без остервенения. Интересная деталь заключается в том, что по передаваемым ощущениям набора скорости S-класс одинаков с двигателями разных объемов - все они "без ощущаемой резвости". Хотя, если поставить все "сто сороковые", от S 280 до S 600, и одновременно "пришпорить", разница в динамике между ними станет очевидной.

По плавности хода Mercedes и Mercury очень близки. Оба автомобиля заточены под комфортную езду по различным неровностям. 

Сидеть в "Мерседесе" - сплошное удовольствие: кресла в меру упругие, к тому же из всей троицы имеют наиболее выраженную боковую поддержку. Благодаря этому при резком вхождении в поворот (такое тоже проделали ради эксперимента) тело не пытается сразу же покинуть пределы кресла, сползая по нему в сторону уклона. Однако в повороте руль неожиданно становится пустым и неинформативным. Кузов кренится и слегка раскачивается. Хотя в этом нет ничего криминального, учитывая предназначение авто. А если же в целом сравнивать с "Меркьюри", то реакции на отклик руля заметно острее, крены меньше, а тормоза лучше. В общем, в "Мерседесе" нет ничего, что бы мешало использовать его в повседневной жизни…

Но Lexus LS 400 на роль повседневной машины годится еще больше. Ведь он собрал в себе лучшее, что можно взять от "Меркьюри" и "Мерседеса" в плане управляемости и динамики. LS 400 охотнее Мерседеса реагирует на нажатие педали газа и тормозит лучше Меркьюри. У него достойная плавность хода (хотя с этим у всех тестируемых дела на высоте). Он сильно кренится, но это участь всех испытуемых. С ним легко в транспортном потоке, причем на разных скоростях.

Заводские настройки ходовой части LS 400 не дают кузову сильно крениться. Тем не менее определенная валкость все же присутствует. Боковую поддержку спинок кресел нельзя назвать развитой: при резком маневре она вряд ли удержит водителя.

В свое время благодаря этому (и низкой цене) компания Lexus произвела фурор на рынке премиальных автомобилей и сумела заполучить в собственность содержимое банковских счетов сотен тысяч людей. Но это было тогда, тридцать лет назад. А сегодня так у всех! И даже у кого-то лучше! От этого становится скучно и крайне неинтересно. Ты садишься во флагманскую модель "Лексуса", уже ставшую классикой, а получаешь ощущения от управления вполне современной Toyota Camry. Хочешь найти хоть какие-то особенности, присущие только этому автомобилю, но, увы, ведь Lexus создавался гениальными инженерами, за которыми пристально следили маркетологи. К недостаткам можно отнести и самый тесный среди представленной троицы салон. Не сказать, что он катастрофически мал, но все же от премиального авто, пусть и ненового, ожидаешь большего.

Резюме: расположив во главе стола наряду с комфортом и управляемостью передаваемые автомобилем ощущения, победу отдаем Mercedes. Проигравший по итогам данного испытания - Lexus. Merqury достается золотая середина.

Во что обойдется содержание?

Немаловажным оценочным критерием в нашем сравнительном тесте является практичность содержания автомобиля. Здесь в лидеры выбился Lexus. С небольшим отставанием идет Mercedes. Merqury замыкает.

Казалось бы, если невозможно найти Lexus LS 400, то можно ли найти на него необходимые детали? Как я уже писал, "четырехсотых" в свое время завезли много и практически все они стали "донорами запчастей". Да что там давно ввезенные, LS 400 и его праворульный близнец в распиленном виде до сих пор обильно пополняют авторазборы. Огромный ассортимент запчастей породили "свап-проекты", которые за последние пять-семь лет набрали популярность. UZ-ами свапают всех и вся, в том числе и 140-е.

На Mercedes запчастей хватает, есть как качественные, так и весьма сомнительные. Детали спорного качества на "сто сороковой" можно найти в любом городе Казахстана. Цены приемлемые. Хорошие стоят в три-четыре раза дороже, и порой их нужно ждать. Последнее обстоятельство повлияло на то, почему "японец" оказался впереди. Оригинальные запчасти на Lexus по разумным ценам проще найти.

Комплектовать Grand Marquis неоригинальными запчастями невозможно в принципе! И если не посчастливится отыскать нужную деталь на местных авторазборах или среди владельцев заокеанской классики, то выход один - заказывать из-за бугра. Благо, в США и Канаде в наличии имеется все, что только сможет понадобиться. И, кстати, цены не всегда кусачие. Однако помните: доставка из-за океана - это нескоро и это тоже деньги.

Оценки за внешность

О внешности испытуемых много говорить нет смысла: все видно по фотографиям. Ограничусь нашими выводами и краткими пояснениями. В лидерах - Mercury Grand Marquis. Проигравший - Lexus LS 400. Mercedes S 280 расположился между ними.

Победа "американца" очевидна: машина настолько необычна и незнакома, что многие водители непроизвольно поворачивают голову, встречая ее в потоке, разглядывают на светофорах и подходят на парковках. Сотрудники дорожной полиции останавливаются и останавливают, чтобы посмотреть. Многие просят прокатить их. Кто-то расспрашивает о марке Mercury, говорит, что даже не подозревал о существовании таких авто.

Картина с LS 400 в чем-то схожая: большинству тяжело его идентифицировать, хотя эмблема "Лексуса" знакома. Разница лишь в том, что никто не проявляет интереса, не подходит и не расспрашивает об этом авто. Причина отсутствия интереса - в очень сдержанной внешности "японца".

S-класс, напротив, хорошо знаком всем. Однако до сих пор при виде "достойного" экземпляра у многих автолюбителей просыпаются теплые чувства. Культовый автомобиль - большего не скажешь!

Ликвидность

Покупку автомобиля тяжело рассматривать как серьезные инвестиции. Редкий классический автомобиль может за короткий срок (8-10 лет) резко подскочить в цене. Однако у одного из наших испытуемых к этому есть серьезные предпосылки. Речь идет о Lexus. Дело в том, что LS 400 - как раз та модель, с которой начался путь бренда Lexus. Первенцы компаний всегда находились в привилегированном положении относительно более поздних моделей, а их ранние экземпляры - тем более. Еще одним фактором, говорящим в пользу этой теории (которую, кстати, выдвинули европейские эксперты), является пройденный тридцатилетний рубеж с начала производства. Иными словами, первые LS 400 уже признаны классикой. Остается дело за малым: дождаться последних. Разумеется, повышенный интерес ждет только полностью аутентичные модели. Поэтому наш совет: беритесь за грамотное восстановление, пока доступны все необходимые запчасти.

W140 уже понемногу дорожает, но увеличение его стоимости носит исключительно инфляционный характер. Поэтому "Мерседес" может похвастаться только стабильностью цен и большим спросом (речь идет о хорошо восстановленных или сохраненных экземплярах).

Mercury - это машина человека с загоревшимися глазами. Увидел - захотел купить, и неважно, сколько это стоит. Продавая такой, вы можете прилично "поймать", но можно столько же и потерять, если нет времени дожидаться своего клиента.

В общем, за ликвидность, пусть и в перспективе, золото достается "Лексусу". Серебро - у "Мерседеса", а бронза - у Меркьюри.

Что касается итоговых результатов по всем "дисциплинам", с ними можно ознакомиться, взглянув на графики: