Новости
16 января 2024 15:17

Стагнацию на авторынке Казахстана прогнозируют аналитики

ПОДЕЛИТЬСЯ

В Казахстане прогнозируется стагнация на рынке автомобилей, передает корреспондент Tengri Auto. Таковы выводы аналитиков компании Freedom Finance Global по итогам исследования.

ПОДЕЛИТЬСЯ

В Казахстане прогнозируется стагнация на рынке автомобилей, передает корреспондент Tengri Auto. Таковы выводы аналитиков компании Freedom Finance Global по итогам исследования.

Анализ отечественного авторынка показал, что обеспеченность населения машинами превзошла допандемийные уровни. Так, в стране растет доля бензиновых авто и малолитражек. Кроме того, сильно удивляют темпы роста числа электрокаров. А доля китайского автопрома дошла до четверти всех продаж новых автомобилей в стране.

"2023 год можно назвать переломным в современной истории автомобильного рынка Казахстана. Не только из-за резкого роста количества машин в стране, но и ввиду того, что казахстанцы стали более открытыми к новому. Авторынок - это место, где часто можно встретить устойчивые мнения, стереотипы, консерватизм и прагматизм. Однако активный рост китайских авто, оснащенных непопулярными для Казахстана инженерными решениями, показал смещение парадигмы местного покупателя", - отметил аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев.

Но, по прогнозам экспертов, автомобильный рынок на 2024 год ожидает замедление роста продаж.

"Активная фаза роста продаж и потребления уже пройдена. Поэтому в ближайшую пару лет ожидается стагнация как первичного рынка, так и вторичного. То есть темпы роста продаж снизятся. При этом в последние годы и на сегодняшний день спрос на авто в Казахстане значительно превышает существующее предложение в плане доступной для среднестатистического покупателя цены", - говорится в отчете исследования.

Тем не менее специалисты отмечают, что в ближайшее время возможно снижение базовой ставки и, как следствие, повышение доступности кредитов для населения. Это в свою очередь может подстегнуть рост потребительского спроса на новые автомобили.

Абуев также сообщил, что темпы роста числа электрокаров в Казахстане в дальнейшем будут зависеть от развития сетей обслуживания и затрат на импорт этих автомобилей в страну. Кроме того, ожидается расширение количества моделей китайских электрокаров как у частных продавцов, так и у дилеров.

Старый автопарк Казахстана

Аналитики отмечают, что средний возраст автомобиля в Казахстане - 14,3 года. Доля автомобилей старше 20 лет составила порядка 36 процентов, от 10 до 20 лет - свыше 26 процентов, от семи до 10 лет – почти 17 процентов.

Тем не менее аналитики подчеркивают, что казахстанцы стали меньше покупать авто старше 20 лет. Эксперты видят в этом некоторый шаг к омоложению авторынка.

Проблемы казахстанского авторынка

  • низкая доступность автомобилей для среднестатистического потребителя;
  • отсутствие предыстории и юридической чистоты автомобилей;
  • нехватка новых автомобилей в салонах;
  • стагнация в продаже автомобилей премиум-сегмента;
  • высокая стоимость запчастей для подержанных автомобилей;
  • высокий уровень спроса и не соответствующее ему предложение на автомобильном рынке;
  • непопулярность программы Trade-in.

В опросе принял участие 1021 человек.

Чуть более половины опрошенных планируют приобрести автомобиль в течение ближайших двух лет, при этом каждый пятый из них собирается сделать это в ближайший год. Интересен и тот момент, что, по данным опроса, молодежь от 18 до 24 лет отдает предпочтение немецкому автопрому (36 процентов), а возрастная группа старше 55 лет - китайскому (порядка 24 процентов).

По типу двигателя наиболее востребованы автомобили на бензине - 72,5 процента опрошенных рассматривают для себя возможность покупки именно такого авто. А 11,4 процента респондентов планируют приобрести машину с гибридным типом двигателя (бензиновый + электродвигатель). Электродвигатель в чистом виде интересен на данный момент только 3,1 процента участников исследования. А тех, кто отдает предпочтение турбированным типам двигателя, больше всего в Шымкенте (17,5 процента).

Ранее автоэксперты спрогнозировали снижение цен на новые автомобили в Казахстане. По их словам, в прошлом году отечественный авторынок рекордно вырос и сейчас в этой сфере большая конкуренция. По предварительным данным, число проданных новых легковушек по итогам года достигло 190 тысяч. Это связано и с тем, что в республику пришло много иностранных брендов.