Полезное
23 февраля 2024 | 07:15

"Эта одна ошибка проваливает экзамен": как получить водительские права в 2024 году

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Как выглядит сейчас на практике процедура получения водительских прав, сколько времени это занимает, как подготовиться к экзамену, какие нюансы учесть и что делать, если вы его провалили? Личным опытом и ценными лайфхаками на тему поделилась с корреспондентом Tengri Auto учитель физкультуры, тренер Гузель Князева, недавно получившая права в Астане.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Как выглядит сейчас на практике процедура получения водительских прав, сколько времени это занимает, как подготовиться к экзамену, какие нюансы учесть и что делать, если вы его провалили? Личным опытом и ценными лайфхаками на тему поделилась с корреспондентом Tengri Auto учитель физкультуры, тренер Гузель Князева, недавно получившая права в Астане.

Подробные официальные инструкции и список документов, необходимых для получения водительских прав, можно найти на государственных сайтах, например, на Egov. А в этой статье – личный опыт, лайфхаки и впечатления от нашей читательницы.

С чего начать человеку, который хочет получить водительские права

Обучение

"Если человек не обладает никакими навыками по вождению, ни теоретическими знаниями, ни навыками, я советую пройти обучающий курс в автошколе. Очень много разнообразных курсов и школ, которые подготавливают к тому, чтобы сдать на права", – начала свой рассказ Гузель.

Девушка рассказала, что сама она обучалась в автошколе, а также поставила на смартфон приложение "ПДД-тест" и активно готовилась еще и с его помощью.

"На экзамене будет теоретическая и практическая часть: теоретическая – это правила дорожного движения, экзамен по ПДД (правилам дорожного движения). Плюс теоретическая часть – уроки вождения с инструктором на автодроме. Там объясняют все нюансы, которые будут в спецЦОНе при сдаче на права", – пояснила Гузель.

А также девушка отметила, что, если человек уже умеет водить авто и уверен, что справится без подготовительных курсов, можно начинать сразу со второго пункта – сбора документов.

Сбор документов

Фото: depositphotos.com

Гузель рассказала, что сначала нужно пройти стандартный медосмотр в поликлинике и получить справку формы 073. И уже с этой справкой отправляться в государственный наркопсихдиспансер.

"Пройдя этот медосмотр, вы едете в наркопсихдиспансер. Только если у вас есть эта справка, вас примет наркопсихдиспансер. Там у вас возьмут анализ мочи, который вы будете должны сдать на месте при медсестре. Тут же на месте буквально в течение пяти минут делается анализ, который выявляет, принимаются ли какие-либо наркотики", – объяснила Гузель Князева.

"Далее, – рассказала девушка, - вы проходите прием у врача, который проверяет вас по электронным базам и ставит на справку печать наркопсихдиспансера. А также выдается отдельная справка оттуда. И уже с этими документами, помимо основных, можно идти в спецЦОН".

Ниже можно ознакомиться со списком документов, приведенным на официальных ресурсах:

Справка с сайта Egov. Пакет документов для получения водительского удостоверения

В настоящее время существуют два способа получения водительского удостоверения: путем обращения в филиал НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», через портал «электронного правительства» - только в случае обмена водительского удостоверения.

Для получения водительского удостоверения впервые или при дополнении категорий на право управления транспортными средствами кандидатом предоставляются в Государственную корпорацию:

  • Документ, удостоверяющий личность (требуется для идентификации личности);
  • Медицинская справка и ее копия;
  • Свидетельство об окончании курсов и его копия или документ, полученный через автоматизированную информационную систему (за исключением случаев самоподготовки).
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
  • Документ, подтверждающий стаж работы (справка с места работы) для присвоения дополнительных категорий "С", "D1", "D", "Tm", "Tb".

Как проходил теоретический экзамен

Гузель рассказала, что перед началом экзамена нужно оплатить сбор в размере около 5 тысяч тенге (4 312 тенге – уточнение редакции). И отметила, что сама сдача экзамена бесплатная, а это оплата за изготовление пластикового удостоверения. Его берут сразу при входе, на стойке регистрации.

"Потом тебе дают QR, по которому нужно забронировать себе место на экзамен. Регистрируешься и получаешь талончик, по которому сразу же можно сдавать экзамены", – продолжила Гузель.

"Идите туда красивыми, сделайте укладку, если вы девушка"

Девушка предупредила, что, собираясь на экзамен, нужно быть готовыми к тому, что непосредственно там будут делать фото на водительские права.

"Сначала нужно сдать теорию, то есть правила ПДД. Вызывают твой номер, ты подходишь к столу, где проверяют твои документы, тебя фотографируют. При успешной сдаче это фото пойдет на водительские права. Так что совет: будьте к этому готовыми и идите туда красивыми, с укладкой, если вы девушка. Потому что, если вы успешно сдадите экзамен в первый день, именно эта фотография несколько лет будет у вас на водительских правах".

"Потом, – рассказала Гузель, – вы проходите с документами к человеку с фотоаппаратом, он еще раз проверяет ваши документы, вносит вас в базу и дает квитанцию, с которой вы садитесь ждать. Из кабинета выходит человек, который называет фамилии тех, кто приглашается непосредственно к компьютерам для сдачи экзаменов". И добавила, что все происходило очень быстро:

"Ожидание не занимает много времени, я ждала буквально минут 5-7, после чего человек вышел, назвал мою фамилию и пригласил меня".

"Поворот головы налево-направо – и вас могут просто удалить"

О теоретическом экзамене девушка рассказала следующее:

"Я сдала куртку, телефон, ключи часы – все. Несмотря на это, меня полностью проверили аппаратом, и только после этого допустили к компьютеру.

Ты садишься за компьютер, тебя предупреждают, что волосы должны быть собраны, не должно быть наушников. Запрещается вслух произносить вопросы, читать только про себя. Даже поворот головы налево или направо может привести к тому, что вас просто могут удалить из зала, где вы сдаете теоретический экзамен по правилам ПДД".

Гузель уточнила, что ей удалось хорошо подготовиться и набрать 36 баллов из 40 возможных. При этом минимальный проходной балл, при котором сдача считается успешной, – 32 балла.

"Теорию я подготавливала по специальному приложению "ПДД-тест", оно платное, покупала его в AppStore и, кроме того, училась в автошколе и готовилась там. Успешно подготовилась и набрала 36 из 40 баллов. Проходной балл при этом 32. Если ты набираешь 32 балла, то экзамен по теории ты успешно сдал. После этого можно идти и сдавать практическую часть. Садиться за руль и проезжать маршрут тут же, у них в автоЦоне. Буквально сразу же, в это же время".

Теоретический экзамен был успешно сдан, далее Гузель предстояла практическая часть:

"Я встала из-за стола, сказала, что я сдала, и меня снова послали на стойку регистрации забронировать время для сдачи практической части. То есть сдачи экзамена на машине. Это снова выбирается при помощи QR-кода, но уже выбираем пункт не про теорию, а про практику", – рассказала она.

Гузель также добавила, что экзамен включал в себя не только вопросы по правилам дорожного движения:

"Кстати, забыла упомянуть, что на ПДД-экзамене ты проходишь три небольших вопроса по дальтонизму. Там есть три картинки-вопроса, тебе показывают их и спрашивают, "какие фигуры изображены, какие цифры изображены". Как я понимаю, если ты не отвечаешь на эти три вопроса, к остальной части экзамена ты не допускаешься".

Фото: depositphotos.com

Как проходил практический экзамен

Пробное платное вождение

Гузель рассказала, что на месте узнала о возможности платного пробного вождения. Эта услуга стоит около 5 тысяч. "То есть, прежде чем идти сдавать практическую часть на машине, можно пройти платный пробный маршрут, чтобы себя подготовить, посмотреть что и как", – прокомментировала она.

Гузель отметила, что решила воспользоваться пробным проездом, выбрав эту функцию с помощью QR-кода за стойкой регистрации. Затем процедура выбора повторилась:

"После этого нужно вернуться за стойку регистрации и выбрать по QR-коду уже не "пробное практическое вождение", а просто "сдача практического вождения". Можно забронировать дату и время. Но можно сдать все в этот же день, если вы сдали теорию", – рассказала девушка.

Подготовка к практическому экзамену включала в себя различные официальные формальности и регистрацию. Гузель подробно рассказала корреспонденту, как именно это происходило и сколько времени заняло:

"Я сдала в 10:30 теорию и уже на 11:00 забронировала практическое вождение. Предварительно тебе выдают две расписки, ты их заполняешь. О том, что ты несешь ответственность за автомобиль и за свою жизнь.

После чего выходишь на улицу, подходишь к кабинке и предъявляешь корешок с расписками, и тебе на телефон приходит сообщение с номера 1414 о забронированном времени с СМС-кодом. Предъявляешь этот код, и его вбивают в базу.

И далее проходишь уже к человеку, который садит непосредственно в машину. Предъявляешь ему корешок, он спрашивает: "Автомат или механика?" На корешке все это написано, но все равно задают устные уточняющие вопросы, на которые ты отвечаешь".

Гузель выбрала автомат. И отметила, что смогла сразу сесть за руль, так как свободных машин было много и очереди не было.

Сдача практического экзамена. "Если не знаете лайфхаков, скорее всего, не сдадите с первого раза"

Гузель отмечает, что нужно знать лайфхаки, чтобы сдать экзамен с первого раза:

"Ты садишься за руль, регулируешь машину под себя. Что тут нужно знать? Есть лафхаки, которым обучают в автошколе. Если вы обучитесь в автошколе, вы все это будете знать. Если вы пришли туда "нулевым" просто так, вы, скорее всего, не сдадите с первого раза, потому что очень много всяких лайфхаков. Ну, например, перед тем как завести машину, обязательно нужно пристегнуться, включить поворотник налево, потом тронуться. Если буквально через 10 секунд вы не выключили поворотник, вам начисляются штрафные баллы".

Как "сдать вождение" планшету. Какая ошибка немедленно дает сообщение "экзамен не сдан"

Девушка отметила, что в экзаменационной машине сейчас стоит планшет, автоинструктору экзамен больше не сдают.

"Контролирующий человек, как это было раньше, сейчас внутри не сидит. В каждой машине установлен планшет, который может работать как на казахском, так и на русском языке. Я сдавала на русском. И он отдавал команды: "Внимание, старт, поехали". Если ты что-то забыл выполнить, он это комментировал. Например: "Не включили левый поворотник, начисляется столько-то штрафных баллов". Заранее предупреждает, например, "проезд регулируемого перекрестка", чтобы экзаменуемый мог заранее подготовиться: включить поворотник, если впереди поворот, остановиться на стоп-линии".

Но есть важные моменты, уточняет Гузель, о которых планшет не предупреждает. А также существует ошибка, которая сразу обнуляет экзамен, если вы ее допускаете, он считается проваленным:

"Планшет не предупреждает о том, что, например, через 100 метров будет стоп-линия, вы должны сами все это видеть. Если есть наезд на стоп-линию, допустим, то планшет это все фиксирует, говорит вам и начисляет штрафные баллы. Если вы наезжаете на сплошную линию, то сразу планшет говорит: "Экзамен не сдан – 100 штрафных баллов".

Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов

Какой максимум штрафных баллов можно набрать, чтобы сдать экзамен

Максимальное количество штрафных баллов, которые можно набрать на машине, – 95, рассказывает Гузель.

"Если вы набираете свыше 95 баллов, то вы проваливаете экзамен. Планшет сообщает о том, что экзамен не сдан. Если же вы набрали, например, 95 и успели доехать до финиша, то вы сдали".

Также девушка рассказала, что за каждое неправильное действие на маршруте есть определенное количество штрафных баллов. "Допустим, наезд на линию парковки – 25 баллов, или "не остановиться на знак STOP" – 25 баллов. Или "припарковался и не доехал до конца" – тоже около 20 баллов", – уточнила Гузель. И поделилась лайфхаками, которые, по ее мнению, повышают шансы сдать практический экзамен.

"Я точно не могу назвать баллы за разные нарушения, потому что у меня всего было 25 штрафных баллов. Я проехала и набрала 25 баллов за то, что не остановилась на STOP. При подъеме в гору ты должен остановиться перед знаком STOP и простоять три секунды. Но я советую считать не 3, а 5 секунд, чтобы не ошибиться. Потому что мы считаем иногда быстрее, чем планшет. Мой лайфхак такой, что нужно считать до 5–6 и только потом ехать. Это касается знаков STOP и аварийной остановки. Аварийная остановка внезапна. Резко начинает звучать аварийный звук, тебе надо резко отреагировать, в течение буквально 3 секунд. Нужно немедленно остановиться и нажать аварийный знак. Если не успеваешь это сделать, тоже начисляются штрафные баллы".

Гузель призналась, что с первого раза ей не удалось сдать практический экзамен, и рассказала о причинах:

"С первого раза я не сдала. Почему это произошло? Я наехала на сплошную линию, и мне было это засчитано как "выезд на встречную полосу" – это сразу 100 штрафных баллов".

Что делать, если не сдал практический экзамен

Гузель рассказала, что после провала экзамена можно сдавать повторный через неделю. Но, если не сдан экзамен и второй раз, следующая попытка возможна только через месяц. После третьей провальной попытки теоретический экзамен аннулируется.

"Вторая моя попытка состоялась через неделю. Можно прийти не раньше, чем через неделю. Второй раз пересдавать теоретический экзамен уже не нужно. Сданный теоретический экзамен действителен год, но есть нюанс. На то, чтобы пересдать практический экзамен, дается три попытки. Если ты не сдал экзамен в первый раз, на вторую пересдачу ты можешь прийти минимум через неделю. Если не сдан второй экзамен, необходимый минимальный интервал составит уже месяц. И, если не удалось сдать и в третий раз, результаты теоретического экзамена по правилам ПДД аннулируются. И нужно проходить все этапы с самого начала. То есть заново сдавать экзамен теоретический и заново сдавать экзамен практический".

Гузель сообщила, что ей повезло сдать экзамен со второго раза. Когда она подъехала к финишу, планшет сообщил, что "экзамен успешно сдан".

Девушка дополнила, что, несмотря на полностью автоматизированный практический экзамен, человеческий контроль все же присутствует и в спорных случаях подключается:

"Еще я хочу дополнить, что информация с планшета передается людям. Которые сидят неподалеку в кабинке. И, если тебе не совсем понятно, в чем была твоя ошибка, за которую начислили штрафные баллы, можно к ним подойти, они покажут на компьютере и объяснят".

Фото Tengrinews.kz/Алихан Сариев

Выдача документа

Гузель рассказала, что после успешной сдачи экзаменов водительские права получила очень быстро.

"На выходе из автодрома тебя спрашивают, "сдал или не сдал", и, если сдал, отправляют к очередному окошку, в которое сообщаешь, что экзамен сдал. И тебе сообщают: "Ожидайте выдачи документов в течение 2–3 часов". Но на самом деле я ждала всего лишь полчаса. Через полчаса я получила водительские права".

Основные сложности и впечатления

В завершении беседы Гюзель поделилась моментами, которые были для нее самыми сложными:

"Надо знать нюансы, о которых писалось выше. Например, не забывать о включении поворота. Далее – зима. Рекомендую сдавать экзамены в теплое время года, когда хорошо видна разметка. Лично у меня в первый раз основная сложность была в том, что, когда я сдавала практический экзамен, была очень плохая погода, все было в снегу. Работала снегоуборочная машина, но она не справлялась. И линии толком не были видны, в этом была основная сложность, что погодные условия не давали полноценного обзора, когда я ехала по маршруту", – рассказала девушка.

Также Гузель отметила, что в целом получение водительских прав было положительным опытом. Все организовано разумно, не пришлось сталкиваться с волокитой и долгими ожиданиями:

"От теоретического экзамена мои впечатления положительные. Подготовиться к нему очень легко, если посещать автошколу либо самостоятельно скачать приложение "ПДД-тест". Мне практически все вопросы оттуда попались. Мне понравилось, что все это быстро, легко.

Слаженная работа ЦОНа мне очень понравилась, не возникало каких-то трудностей, меня направляли от стола к столу оперативно, четко, ясно.

От практического экзамена были немного негативные эмоции в первый день, потому что трасса маршрута была недостаточно почищена. Но, когда я успешно сдала второй раз через неделю, эмоции были уже радостные", – заключила девушка.

Читайте также: Такси или свой автомобиль: что выгоднее для казахстанцев

Қазнеттің басты жаңалықтары, жұлдыздардың өмірі және лайфхактар – барлығын Massaget.kz сайтынан таба аласыз. Қазақ тіліндегі жаңалықтарды оқып, талқылаңыз!