В последние годы автомобильные катализаторы становятся все более привлекательной мишенью для воров. Это связано с их уникальной конструкцией и содержанием редкоземельных металлов, которые имеют высокую рыночную стоимость. Но почему именно катализаторы попадают под прицел злоумышленников в Казахстане, узнавал Tengri Auto.
В последние годы автомобильные катализаторы становятся все более привлекательной мишенью для воров. Это связано с их уникальной конструкцией и содержанием редкоземельных металлов, которые имеют высокую рыночную стоимость. Но почему именно катализаторы попадают под прицел злоумышленников в Казахстане, узнавал Tengri Auto.
Что такое катализатор?
Катализатор, или каталитический нейтрализатор, – это устройство, которое устанавливается в выхлопной системе автомобиля для уменьшения вредных выбросов в атмосферу.
"Катализатор – это нейтрализатор вредных веществ. Когда работает двигатель внутреннего сгорания, топливная смесь сгорает не полностью. Часть ее выходит в выхлопную систему, а катализатор за счет своих компонентов – таких как радий, палладий и платина – взаимодействует с выхлопными газами и нейтрализует их", - рассказывает автоэксперт Анатолий Русев.
Эти три металла – радий, палладий и платина – делают катализатор чрезвычайно ценным. Их используют не только в автомобилестроении, но и в других отраслях промышленности.
Почему их воруют?
Высокая цена редкоземельных металлов объясняет, почему кражи катализаторов так распространены. Например, в пунктах приема катализаторов за одну деталь можно выручить от 50 000 до 100 000 тенге.
"Мы были на пункте приема, когда перед нами заехала Subaru с тремя катализаторами. За них владельцу заплатили 200 тысяч тенге. Это очень серьезные деньги, особенно если учесть, что катализатор можно просто вырезать ночью на стоянке", - рассказывает эксперт.
Злоумышленники действуют быстро. Чаще всего они работают ночью, используя гидроножницы. Подныривают под машину, отрезают катализатор и уезжают, оставляя владельца утром в недоумении. Характерный признак кражи - громкий звук двигателя при запуске, напоминающий работу бульдозера.
Какие машины под угрозой?
По словам Анатолия, катализаторы бывают двух видов: металлические и керамические. Металлические ценятся больше, так как их проще анализировать на содержание драгоценных металлов. Кроме того, концентрация этих металлов выше в катализаторах немецких автомобилей, таких как Mercedes и BMW. Это связано с более строгими экологическими нормами в Европе.
"Я разговаривал с приемщиками катализаторов, и они говорят, что охотнее принимают катализаторы от немецких автомобилей. На японских машинах, например, содержится меньше драгоценных металлов, но их тоже принимают".
Проблемы на СТО
Еще одна проблема – недобросовестные автомеханики. Ранее были случаи, когда сотрудники СТО уговаривали автовладельцев вырезать катализатор, утверждая, что он забит или неисправен. Затем катализатор сдавался в пункт приема, а вместо него ставился более дешевый пламегаситель.
"Были случаи, что на СТО вырезали катализаторы без ведома владельцев. Или убеждали их, что катализатор старый и забит, а потом сами сдавали его за деньги. Особенно часто это происходило 4-5 лет назад", - вспоминает эксперт.
Что делать, если катализатор вышел из строя?
Катализатор со временем может забиваться или разрушаться изнутри. В этом случае его нужно заменить, иначе выхлопные газы будут выбрасывать частицы пыли обратно в цилиндры двигателя, что может привести к серьезным повреждениям.
"У меня на Lexus катализатор развалился внутри, и пыль от него могла попасть в двигатель. Я вырезал его и поставил пламегаситель. Конечно, лучше заменить на новый, но стоимость катализатора на мой автомобиль доходит до 1300–1400 долларов. Это не всем по карману",- делится Русев.
Для автомобилей, у которых вырезан катализатор, существуют специальные "обманки", чтобы система диагностики не показывала ошибку. Однако такой подход ухудшает экологические показатели автомобиля.
Как нам сообщили в департаменте полиции, на сегодня кражи катализаторов не такая распространенная проблема, как раньше. Однако всегда стоит помнить о рисках.
Ранее мы рассказывали о том, как понять сигналы регулировщика и избежать штрафа в Казахстане. На первый взгляд, правила могут показаться интуитивно понятными, но на практике они вызывают вопросы.
Еще больше интересных автоновостей смотрите в нашем Instagram и TikTok