У казахов есть поговорка: "Болар бала боғынан" (талантливый человек проявит себя с юности). И эти слова как нельзя лучше подходят к герою нашего рассказа, который появился на свет в первом месяце зимы 1910 года в простой казахской семье села Қолбастау. Уже с малых лет в нем проявлялись стойкий характер, мужественный стержень и качества лидера. Его имя - Бауыржан Момышұлы.
У казахов есть поговорка: "Болар бала боғынан" (талантливый человек проявит себя с юности). И эти слова как нельзя лучше подходят к герою нашего рассказа, который появился на свет в первом месяце зимы 1910 года в простой казахской семье села Қолбастау. Уже с малых лет в нем проявлялись стойкий характер, мужественный стержень и качества лидера. Его имя - Бауыржан Момышұлы.
В те годы каждый казахский джигит мечтал о верном родословном скакуне, который никогда не оставит в беде. У нашего героя был такой верный конь - с ним он прошел всю войну. Но тематика сайта такова, что речь пойдет о других "скакунах" героя - железных, которые также имели свое место в жизни нашего великого соотечественника.
Tengri Auto совместно с Республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает цикл материалов про автомобили известных личностей.
История Бауыржана Момышұлы: автомобили и героизм во времена войны
Willys, Dodge, Opel и ГАЗ-М1: Автомобили полковника Момышұлы
Занимая высокую командную должность, полковник Момышұлы не всегда мог прибегать к помощи своего верного коня. Зачастую ситуация на фронтах требовала использования иного транспорта. В связи с этим за ним, как и за каждым командующим, был закреплен служебный автомобиль с водителем.
Штабные или командирские автомобили, как называли эти машины во время войны, - это отдельная тема. Но они заслуживают упоминания в рамках подобной статьи.
К началу войны автопарк Красной армии был слабым - в нем насчитывалось вдвое меньше автомобилей, чем в армии Германии. Именно поэтому часть помощи стран-союзников (США и Великобритании) заключалась в поставках машин. Наиболее востребованными оказались грузовики и легкие внедорожники. Если марок грузовиков, поставляемых в СССР, было более десяти, то легкие армейские вездеходы были представлены всего двумя производителями - Форд и Виллис. Наибольшее распространение и признание у фронтовых водителей получил Willys MB (хотя Ford принципиально ничем не отличался).
Из-за океана было доставлено более 40 тысяч таких "джипов", и один из них попал в распоряжение полковника Момышұлы. На капоте его машины отчетливо видна надпись "U.S.A." и армейский номер.
Автомобиль был многоцелевым - его использовали для отправки срочных донесений с линии фронта, эвакуации раненых, он мог буксировать полуторатонное артиллерийское орудие. Причем все это Willys делал в непролазной грязи, ведь его внедорожные качества были просто поразительными.
Вторым по значимости штабным автомобилем армии (из тех, что поставляли американцы) стал Dodge WS51, или "три четверти", как его чаще называли. Такое название он получил благодаря своей грузоподъемности - 750 килограмм, или ¾ от одной тонны.
Dodge WS51 относился к разряду легких полноприводных грузовиков. Тем не менее он, как и Willys, служил при штабах. У него были свои преимущества: более мощный двигатель, больше посадочных мест, способность буксировать более мощные артиллерийские орудия и преодолевать сложное бездорожье по сравнению с Willys. Однако, к сожалению, Dodge не был таким "ю́рким", как Willys, что зачастую играло на руку врагу.
Приходилось ли Бауыржану Момышұлы использовать этот автомобиль во время войны? По мнению военных экспертов, в определенных ситуациях это было необходимо. Например, когда командование в полном составе выдвигалось к линии фронта или в тыл. Ехать на двух-трех Willys'ах было нерационально, а использовать "Эмку" (закрепленную за штабами) на тяжелом бездорожье - бессмысленно.
В подтверждение сказанного могу привести лишь один снимок, на котором Бауыржан Момышұлы запечатлен рядом с Dodge WS51. Эта фотография свидетельствует о том, что в военной части полковника были такие автомобили.
Еще один, не менее интересный с исторической точки зрения снимок, рассказывает нам историю других иностранных автомобилей, которые также пополняли ряды транспорта советской армии. Речь идет о так называемых "трофеях". Трофейными считались те машины, которые были захвачены у врага и затем использовались в борьбе против него. Подобная практика, кстати, была широко распространена по обе стороны линии фронта. Но, возвращаясь к самому снимку, на котором старший офицерский состав, включая полковника Момышұлы, стоит на построении, хочется обратить внимание на автомобили, находящиеся на дальнем плане. Причины, по которым там оказался Willys МВ, описаны выше, а вот представительский четырехдверный седан Opel Super 6, стоящий за ним, - это и есть самый настоящий "трофей".
Chevrolet Impala и Куба: визит Бауыржана Момышұлы на Остров свободы
После окончания войны слава о подвиге Бауыржана Момышұлы не стерлась, а в мирное время даже стала более широкой. Об отваге нашего героя узнали далеко за пределами Советского Союза. Так, например, отвечая на вопрос: "Кто из советских героев Второй мировой войны близок Вам по духу?", кубинский лидер Фидель Кастро назвал имя Бауыржана Момышұлы. Он рассказал, что узнал о казахском герое из книги "Волоколамское шоссе", в которой подвиг и героизм нашего соотечественника были детально описаны. Команданте также добавил, что был поражен смелостью этого человека.
В результате Бауыржан Момышұлы получил приглашение на Остров свободы и вскоре стал там почетным гостем. Кубинскому лидеру и местным военноначальникам хотелось не только познакомиться с этим героическим человеком, но и узнать его мнение о том, насколько эффективно выстроены военные подразделения на острове. Для этого, после приезда Момышұлы на Кубу, его возили в воинские части, показывали вооружение, проводили беседы с военнослужащими.
Однако не только с вооружением Острова свободы довелось познакомиться нашему соотечественнику во время этой поездки. На Кубе неожиданно нашлось продолжение знакомства Бауыржана Момышұлы с американскими машинами, начатое еще во время войны. Это проявилось в том, что на весь срок пребывания за ним был закреплен культовый американский "дорожный крейсер" длиной 5,5 метров с мощным V8 под капотом - Chevrolet Impala 1959 модельного года.
В конце 50-х дизайн Impala, даже на фоне более дорогих "американцев", считался очень современным, и некоторые даже находили его чрезмерно вычурным. Витиеватая форма кузова с огромными хвостовыми килями словно говорила, что на большой скорости машина "оторвется от земли".
Понравился ли автомобиль Б. Момышұлы? Осмелюсь предположить, что "да". Но встретить или купить в Советском Союзе такую машину было крайне непросто - на тот момент всего два подобных автомобиля колесило по дорогам СССР. Первый, темно-зеленый, работал в американском посольстве. Второй был личной машиной сотрудника посольства Канады. Самым же близким к Импале по классификации из советских аналогов тогда был только ЗИМ. Но его устаревший дизайн и слабый 6-цилиндровый мотор не могли позволить конкурировать с американской машиной на равных.
Личный автомобиль Бауыржана Момышұлы: правда и мифы о ГАЗ-М21 "Волга"
Как ни странно, но будучи знаменитым человеком - героем войны, а после увольнения в запас еще и заслуженным писателем, Бауыржан Момышұлы не оставил после себя следов владения личным автотранспортом. Почему, спросите вы? Практически все знаменитые люди владели автомобилями. Взять, к примеру, знаменитого писателя Мухтара Ауэзова - у него их было три. А если учесть, что книга Б. Момышұлы "За нами Москва", наряду с книгой М. Ауэзова "Путь Абая", в 1960 году произвела фурор и была распродана тиражом в сотни тысяч экземпляров, это обстоятельство становится еще более необычным.
Возможно, причина в том, что автомобиль для Бауыржана Момышұлы так и остался тем самым транспортом, в котором для него не было большой необходимости. Никто не припоминает, чтобы его когда-то видели за рулем, и нет никакой информации о том, умел ли он управлять каким-либо механическим транспортным средством. Такое ощущение, что тема личного автомобиля вообще обходила героя стороной. Для него куда важнее было оставить за собой след, который смог бы пригодиться будущим поколениям, а бытовые хлопоты оставались на заднем плане.
И тем не менее во время бесед с внуком и племянником Бауыржана Момышұлы мне довелось услышать историю, которая положила начало этой главы и позволила продолжить повествование всей истории. В конце 60-х - начале 70-х известный писатель все же приобрел себе автомобиль, так как к тому времени машина стала ему нужна: сказывался возраст, да и трафик непрерывно растущих городов Казахстана стал заметно отличаться от того, что было 40, 30 и даже 20 лет назад. Тем автомобилем стала 21-я "Волга" голубого или светло-серого цвета.
"Я был мальчишкой, когда Бауыржан аға приехал на ней в аул, и, если честно, сам автомобиль меня тогда не сильно заинтересовал - куда важнее был приезд самого родственника", - рассказал племянник Момынкул Бекет, делясь воспоминаниями из детства.
На момент приобретения эта машина уже не выпускалась, поэтому логично предположить, что Б. Момышұлы купил ее с рук, то есть с пробегом. По поводу цвета существуют разные мнения, но все сходятся в том, что герой войны, заслуженный писатель никогда не управлял своим приобретением. Он пользовался услугами наемного водителя. Это также подтверждают жители села имени Бауыржана Момышұлы (ранее Қолбастау, Бурное), которые помнят, как их бывший односельчанин приезжал в родное село примерно в 70-м или 71-м году на "двадцать первой" светлого цвета. На вопрос: "Почему та самая "Волга" была всеми принята за личный автотранспорт Б. Момышұлы?", - точного ответа нет, но уверенность в этом неоспорима.
Выражаем искреннюю благодарность за неоценимую помощь в подготовке материала:
- Внуку Бауыржана Момышұлы - Ержану Бахытжановичу Момышұлы.
- Племяннику Бауыржана Момышұлы - Бекету Абдильдаевичу Момынкулу.
- Автомобильному историку, автожурналисту - Андрею Сергеевичу Фадееву.