Блоги
08 сентября 2024 | 09:46

Авто великих казахстанцев: голубая “эмка“ Жамбыла Жабаева

Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto

ПОДЕЛИТЬСЯ

Изображение, созданное казахстанским художником Борисом Чекалиным в 1939 году. За рулем ГАЗ-М1 изображен реальный водитель акына – Григорий Бажан. Изображение, созданное казахстанским художником Борисом Чекалиным в 1939 году. За рулем ГАЗ-М1 изображен реальный водитель акына – Григорий Бажан.

Спортсмены, представители науки и бизнеса – это те люди, которые вносят свой вклад в общую копилку страны. Однако во времена, когда о казахстанских боксерах, тяжелоатлетах и велосипедистах еще никто не слышал, а термин "бизнесмен" не вошел в употребление, первые шаги в популяризации нашей родины совершали деятели культуры. Талант и умение творить было их орудием …, и они с ним побеждали.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Спортсмены, представители науки и бизнеса – это те люди, которые вносят свой вклад в общую копилку страны. Однако во времена, когда о казахстанских боксерах, тяжелоатлетах и велосипедистах еще никто не слышал, а термин "бизнесмен" не вошел в употребление, первые шаги в популяризации нашей родины совершали деятели культуры. Талант и умение творить было их орудием …, и они с ним побеждали.

Одним из таких людей по праву является Жамбыл Жабаев. Этот человек не владел грамотой и письменностью, он жил вдали от крупных населенных пунктов и большую часть своей жизни не был знаком с предметами прогресса, подаренными ХХ веком…, но все же у него было то, что меня, как автомобильного журналиста, не могло оставить равнодушным...

Tengri Auto совместно с Республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает цикл материалов про автомобили известных личностей.

О Жамбыле Жабаеве написаны тысячи интересных статей, которые заслуживают особого внимания. Однако при подготовке своего материала мне не хотелось повторять что-то из опубликованного ранее. И именно по этой причине, за новыми эмоциями и вдохновениями, я с коллегами отправился к тому самому месту, где жил, работал и творил знаменитый поэт-песенник – в его дом.

Фотография сделана в день открытия музея. Перед домом стоит лимузин ЗИС-101 Первого секретаря ЦК КП Казахстана Жумабая Шаяхметова - человека, близко общавшегося с акыном при жизни и прибывшего на открытие музея после его смерти. Из-за схожей внешности ЗИС-101 и ГАЗ-М1 часто путают. 

Находится это место в Алматинской области в селе Жамбыл, куда от республиканской трассы ведут две автомагистрали. Мы выбрали наиболее длинную и не просчитались! Езда по великолепной дороге, проложенной по живописным холмам и вдоль выпирающих из земли горных хребтов, дарит особенные ощущения. Не менее особенным, по ощущениям, предстал перед нами и сам поселок, получивший свое название в честь великого акына. Его центральную улицу по обе стороны украшают дома, имеющие очень интересную архитектуру с применением большого количество резного дерева. На какое-то время даже сложилось впечатление, что мы попали в телевизионную сказку. Как выяснилось, эти дома были построены в 1980 - 1990-х годах строителями из Ленинграда (сейчас Санкт-Петербург) в дань уважения Жамбылу Жабаеву за его стихотворение "Ленинградцы, дети мои". На этой же невероятно красивой улице расположено и то место, куда мы направлялись - дом Жамбыла Жабаева.

Фасад дома Жамбыла Жабаева спустя 87 лет с момента постройки.

…о доме поэта

Сегодня это мемориальный комплекс, расположенный на большой территории с красиво высаженными деревьями лиственных и хвойных пород, аккуратными газонами и красивыми аллеями, ведущими к большому жилому строению. В этом доме последние семь лет своей жизни жил и работал великий казахский акын.

Рабочий кабинет Жамбыла Жабаева.

Хочу отметить, что дом хоть одноэтажный, но весьма впечатляющих размеров, а его архитектурный стиль – это настоящий экскурс в 30-е годы прошлого столетия. Острые грани, высокие стены и дверные проемы, массивная арка перед главным входом, которую держат крупные колонны, большие окна, украшенные декоративным обрамлением, – все это яркий пример "интернационального стиля", зародившегося в начале прошлого века. На момент постройки в доме было двенадцать комнат. По сегодняшним меркам, они небольшие, но очень светлые и уютные. В комнатах сохранена вся обстановка, которая была при жизни акына. Здесь же находятся все его личные вещи и предметы обихода.

Перевести Жамбыла Жабаева на полное государственное обеспечение, то есть обустроить его быт и обеспечить всем необходим для плодотворной работы, было решено на самом высоком уровне - Советом министров СССР в 1936 году. Сначала акыну предлагали построить дом в Алма-Ате (Алматы), но от переезда из родного села 90-летний Жамбыл Жабаев отказался. Спорить со столь почтенным человеком никто не стал, поэтому дом построили в его родном селе. Кстати, здание архива, расположенное на территории мемориального комплекса, есть не что иное, как прежний дом великого мастера стихотворной формы.

С высоты прошедших лет становится ясно, что желание Жамбыла Жабаева остаться в родном селе было очень правильным. Благодаря этому, сегодня музей не является "крупицей" огромного мегаполиса, а стоит обособленно в живописных местах с кристально чистым воздухом. Это очень позитивно влияет на приятные ощущения, которые получаешь при посещении этого места. Кстати, благодарных Жамбылу Жабаеву за решительный отказ от переезда было много и в те годы. Речь идет о жителях села и близ лежащих селений. Ведь село, благодаря акыну, вскоре стало передовым и показательным. Сюда проложили дороги, провели связь и электрификацию, наладили почтовое сообщение, построили дома, магазины и общественные клубы. Даже в тяжелые военные годы обеспечение села продовольствием было на высоком уровне. Сюда очень часто приезжали высокие правительственные делегации, причем как при жизни Жамбыла Жабаева, так и после его смерти.

ГАЗ-М1 был автомобилем, по меркам сегодняшнего дня, высоким, с высокой посадкой. Для удобства пассажиров машина имела широкие подножки, которыми часто пользовались не по назначению. На фото Жамбыл Жабаев (второй справа) со своими близкими запечатлен сидящим на подножке своего автомобиля.

Однако, возвращаясь к самому музею, хочется рассказать еще об одном строении, которое стоит на его территории. Конечно, речь идет о гараже! Когда-то место хранения автомобиля находилось в самом доме, но сейчас оно стоит отдельно и представляет из себя полноценное дополнение музейного комплекса. Одна стена гаража выполнена в виде стеклянной стены, через которую все желающие могут своими глазами увидеть автомобиль народного акына.

Алма-Ата (Алматы), начало 40-х.  Собрание депутатов городского совета. ГАЗ-М1 Жамбыла Жабаева едет впереди колоны. Отчетливо видно, что акына торжественно встречают.

 Мне с коллегами тоже очень хотелось его увидеть, но только с гораздо близкого расстояния. Так, чтобы появилась возможность осмотреть машину со всех сторон, открыть ее двери и капот. Согласитесь, осмотреть салон, который помнит Жамбыла Жабаева и посидеть в нем, – дорогого стоит. А увидеть тот самый двигатель, который стоял на машине, когда та еще возила акына по разбитым проселочным дорогам, – не это ли желание настоящего ценителя классических авто? …И у нас это получилось! За что отдельно хочу поблагодарить сотрудников музея и лично его руководителя Салтанат Тезекбаевну.

…об автомобиле поэта

Легковой автомобиль ГАЗ-М1 был передан Жамбылу Жабаеву в 1938 году, сразу после переезда в новый дом. На тот момент эта машина считалась лучшей в стране.

Да, "эмка", как ее прозвали в народе, не была самой престижной, ведь по размерам и оснащению она уступала правительственному лимузину ЗиС-101. Но из-за более надежной конструкции, простоты обслуживания и эксплуатации именно ГАЗ-М1, а не ЗиС сегодня носит гордое имя "Автомобильный символ 30-х годов".

Запасное колесо из-за отсутствия полноразмерного багажника на ГАЗ-М1 крепилось сзади на специальном кронштейне. Чтобы оно выглядело красиво, его накрывали съемным металлическим кожухом.

В свое время "эмка" заменила на конвейере Горьковского автозавода более раннюю модель ГАЗ-А. По сравнению с предшественницей М1 стала большим шагом вперед. Ее закрытый салон после "минимализма" интерьера ГАЗ-А казался невероятно роскошным: внутренние панели и сиденья обтягивались серым или светло-коричневым шерстяным сукном, рамки окон и приборная панель окрашивались под дерево ценных пород. Для комфорта водителя и пассажиров были предусмотрены даже такие "мелочи", как солнцезащитные козырьки, прикуриватель и пепельница. Вентиляция салона обеспечивалась четырьмя поворотными форточками с червячным приводом в боковых окнах. Ветровое стекло могло подниматься вперед-вверх с помощью "барашка" на торпедо.

На всех довоенных автомобилях доступ к двигателю осуществлялся через боковые створки капота.

Сегодня трудно судить, насколько хорошо система вентиляции справляется со своей задачей, но, по большому количеству свидетельств, зимой в "эмке" было очень тепло…, хотя салонного отопителя не было! Большое внимание было уделено удобству и комфорту водителя. Водительское сиденье перемещалось вперед-назад для выбора оптимального расстояния до педалей. Свет фар переключался ножной кнопкой. Был дворник с вакуумным приводом. По тем временам "эмка" считалась шикарным автомобилем, причем не только по "союзным меркам". Большинство используемых в ней технических решений не входило в стандартное оснащение многих европейских и американских машин. Их заграничные производители предлагали только за дополнительную плату.

52-сильный нижнеклапанный четырехцилиндровый двигатель.

Наверное, у многих читателей в ходе прочтения статьи появятся вопросы: "А как сам великий акын относился к своему автомобилю? Мог ли он оценить его достоинства?"

Осмелюсь предположить, что относился к своей "эмке" Жамбыл Жабаев с почтением, и, конечно же, он оценил ее достоинства. Ведь, несмотря на то, что акын никогда не управлял механическими транспортными средствами и автомобиль для него был прежде всего средством передвижения, ездить в автомобилях ему приходилось очень часто.

Для того чтобы залить воду в радиатор, не требуется открывать капот. Заливная горловина находится снаружи.

До появления ГАЗ-М1 машинами Жамбыла Жабаева обеспечивал гараж Совмина КазССР. В основном это были вышеупомянутые "легковушки" ГАЗ-А, в которых не было ни нормальной крыши над головой, ни боковых стекол (такова была конструкция). А ездить приходилось не только в теплую погоду, но и в дожди, и в снежные бури. К тому же в каждой длительной поездке Жамбыла Жабаева, помимо водителя, сопровождали: литературный секретарь, переводчик и один член семьи. В последние годы жизни акына к ним добавился лечащий врач. У каждого из них были с собой вещи и все они умещались в салоне "эмки". Редкий автомобиль того времени мог похвастаться похожей вместительностью.

Это не указатели поворота и не стоп-сигнал, как может показаться на первый взгляд. Раньше сзади автомобиля устанавливались только габаритные огни.

Еще один интересный вопрос, который созрел в головах, увидевших фотографии, наверняка, касается цвета автомобиля. И это неудивительно, ведь голубой окрас достаточно необычен для машин довоенного периода. Все привыкли считать, что автомобили 30-х должны быть черными. Это не совсем так. Хотя, конечно, большинство ГАЗ-М1 были именно черного цвета – такие машины отправляли в госучреждения.

Ручки на дверях ГАЗ-М1 выглядят, как обычные дверные ручки.

Но надо помнить, что "эмки" также отправляли к медикам и военным. Для них машины окрашивались в белые и зеленые цвета. А еще ГАЗ-М1 окрашивались в несколько оттенков серого и синего – эти машины предназначались для деятелей культуры и науки. Это может показаться необычным, но в те годы именно цвет во многом влиял на то, кто в будущем станет ездить на машине. Кстати, ГАЗ-М1 никогда не продавались – только выдавались и дарились за определенные заслуги.

Раньше каждая эмблема автомобиля была как произведение искусства и изготавливалась вручную.

Хотя, справедливости ради, стоит сказать и то, что голубой цвет, в данном случае, не является родным для машины акына. В самом начале своей жизни "эмка" была темно-синей. Однако в 80-х годах, когда автомобилю первый раз потребовалась реставрация, его покрасили в более светлый тон. При повторной реставрации, в середине "нулевых", цвет сделали еще светлее. Чем эти решения мотивировало прежнее руководство музея, для всех остается тайной.

В каждой служебной поездке Жамбыла Жабаева сопровождали: литературный секретарь, переводчик, водитель, а также младший сын или племянник. В последние годы жизни акына к ним добавился лечащий врач.

Но все же ГАЗ-М1 Жамбыла Жабаева - это уникальный автомобиль. Во-первых, потому что им пользовался человек, чья известность разрослась далеко за пределы Казахстана. А, во-вторых, встретить "эмку", в которой все узлы, агрегаты и большинство деталей являются родными с завода, – сегодня просто невозможно.

Приборная панель ГАЗ М1, по сегодняшним меркам, кажется аскетичной.

Почти на всех, без исключения, ГАЗ-М1 в ходе нещадной эксплуатации двигатели, коробки передач, мосты и многое другое неоднократно менялось. Причем очень часто их заменяли деталями от авто других марок.

Приборный щиток ГАЗ-М1 простой, но он передает водителю всю необходимую информацию.

Столь высокая заводская комплектность именно этой машины кроется в двух причинах: находясь в пользовании Жамбыла Жабаева, М1 проходила регулярное техническое обслуживание, а через год после смерти акына руководством республики принимается решение сделать из его дома музей, для того чтобы еще сильнее закрепить память об этом выдающемся человеке. Следовательно, все вещи Жамбыла Жабаева, которыми он пользовался при жизни, стали экспонатами мемориального комплекса, в том числе и автомобиль.

По сравнению с открытыми легковыми автомобилями 30-х годов, закрытый салон "эмки" был не просто комфортабельным, а роскошным.

…о вещах поэта

В музее акына предметов, которые способны заворожить внимание любого посетителя, очень много. И большинству из них уже без малого век. Это и мебель, и предметы искусства, одежда акына, его труды, медицинские инструменты его лечащего врача, а также много всего прочего. Мне, человеку неравнодушному ко всему механическому, очень понравились телефонный аппарат с индукторным вызовом, сетевой радиоприемник СИ-235 1935 года и, конечно же, передвижной электрогенератор, произведенный на заводе "Красный Металлист" в 1920-1930-х годах.

Радиоприемник СИ-235 был самым распространенным в СССР в середине 30-х годов. Его цена на тот момент составляла 250 рублей.

Конструкция последнего оказалась очень необычной. Из-за дефицита бензина и солярки в начале прошлого века топливом для генератора служил торфяной или древесный уголь, который при сгорании в специальном котле образовывал газ. Далее этот газ поступал по трубкам к двигателю и попадал в камеру сгорания. Там он воспламенялся и приводил в движение маховик, который в свою очередь вращал механизм по вырабатыванию электроэнергии.

Передвижной электрогенератор, произведенный в городе Днепропетровске (Украинская ССР) на заводе "Красный металлист". Он обеспечивал электроэнергией дом Жамбыла Жабаева до электрификации села.

До прихода электрификации в родное село Жамбыла Жабаева этот непростой по своей конструкции аппарат служил единственным источником электроэнергии. И, как говорят, зачастую его "заправляли" саксаулом, которого в те годы было весьма много в окрестностях села Жамбыл.

p.s.: Если честно, мест, подобных селу Жамбыл и музею Жамбыла Жабаева, даже по мировым меркам, не так много. Поэтому очень приятно осознавать, что у нас были, есть и будут люди, считающие своим долгом хранить достояние республики для будущих поколений.

…А напоследок хочу добавить – если вы до сих пор не были в музее Жамбыла Жабаева, обязательно исправьте это упущение!

Благодарим за помощь в подготовке материала всех сотрудников и лично заведующую "Литературно-мемориальным музеем Жамбыла Жабаева" - Джамбулову Салтанат Тезекбаевну.