Блоги
03 ноября 2024 | 09:02

Авто великих казахстанцев: на чем ездил Шакен Айманов

Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto

ПОДЕЛИТЬСЯ

Иллюстрация TengriAuto / QAZ-Auto Иллюстрация TengriAuto / QAZ-Auto

Год 2024-й - знаковый для всего казахского кино. В этом году отмечается памятная дата - 110-летие со дня рождения талантливого актера и выдающегося режиссера Шакена Айманова.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Год 2024-й - знаковый для всего казахского кино. В этом году отмечается памятная дата - 110-летие со дня рождения талантливого актера и выдающегося режиссера Шакена Айманова.

Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает цикл материалов про автомобили известных личностей.

Обойти стороной столь важное событие для меня, как для человека творческого, просто непозволительно. Поэтому, вооружившись блокнотом и карандашом, я взялся за дело: встретился со множеством интересных людей и наметил посещение многих захватывающих мест. Результаты моего труда изложены в этом материале, и они, как вы уже догадались, описывают те моменты из жизни и творчества Шакена Кенжетаевича, в которых, так или иначе, присутствовали автомобили и техника.

Шакен Айманов и автомобили в казахском кино: 110-летие режиссера

Глава 1. "КОС-9А"

Народный грузовик в народной кинорежиссуре

Одной из важнейших заслуг Айманова стало внедрение новых технологий в казахский кинематограф. Не секрет, что при Шакене Кенжетаевиче студия "Казахфильм" заметно выделялась на фоне киностудий других советских республик. Многие уверены, что наша киностудия именно при нем стала третьей по значимости после "Мосфильма" и "Ленфильма".

Говоря о технических новшествах в кино, мы подразумеваем многие вещи - современные камеры, осветительные приборы и тому подобное. Однако мое внимание привлекла конструкция, благодаря которой фильмы стали более подвижными и динамичными. Речь идет об операторском кране КОС-9А, смонтированном на платформе грузовика ГАЗ-51А.

Вылет стрелы оператора позволял вести съемку с высоты до 5,1 метра, а минимальная съемочная точка была на расстоянии 0,75 метра от земли. Площадка могла поворачиваться на 360 градусов вокруг вертикальной оси, а управление было полностью ручным. Для торможения и фиксации использовались фрикционные тормоза.

Этот кран выпускался на Одесском заводе Старостина с середины 50-х годов, а его разработке предшествовали многочисленные запросы от работников киноиндустрии на оборудование, способное облегчить труд операторов.

Нельзя сказать, что эта конструкция была массовой, но и собранной "на коленке" назвать ее тоже нельзя. Это мелкосерийный сертифицированный продукт для киноиндустрии, заряжавший позитивной энергией.

Трудно с уверенностью сказать, сколько таких грузовиков работало на "Казахфильме", но, без сомнения, их было не менее одного. На фотографиях со съемок фильмов Айманова не раз появляются эти машины с кранами в кузовах. Судя по различиям в конструкции платформ, грузовики были разными.

Глава 2. "ЗИС-110"

От партийных деятелей к заслуженным режиссерам

В 50-е годы казахский кинематограф пополнился не только новыми механизмами для съемки с различных высот или в движении, но и операторскими автомобилями, предназначенными для съемок в движении.

К выбору автомобилей для съемок подходили с осторожностью: автомобиль должен двигаться плавно, чтобы избежать колебаний камеры. На тот момент таким требованиям соответствовали лишь партийные лимузины. Приобрести их новыми было невозможно, и киностудии пришлось довольствоваться списанными машинами.

В конце 50-х годов, после выпуска новых автомобилей для высших эшелонов власти, "Казахфильму" удалось приобрести несколько списанных ЗИС-110. Многие из них были в хорошем состоянии и не требовали значительных ремонтов. У некоторых моделей срезали крышу и оборудовали площадку для штатива камеры. Заводской фаэтон ЗИС-110Б также пополнил автопарк студии.

Шли годы, и ЗИС-110 модифицировались. Им удаляли панели за передними дверями, на их месте устанавливали съемочные площадки с ограждениями. Именно на таком переделанном ЗИСе Шакен Айманов снимал фильм "Ангел в тюбетейке". Стандартный фаэтон ЗИС-110Б можно увидеть в фильме "В одном районе".

Судьба операторских автомобилей, служивших раньше для перевозки партийных персон, сложилась грустно: когда ресурс был исчерпан, их либо разбирали на запчасти, либо сдавали в металлолом.

 

Глава 3. "ГАЗ-12Б "ЗИМ"

Кино про авто

Иногда главную роль в фильме исполняет не только актер, но и автомобиль. Фильм "Перекресток" Шакена Айманова - один из таких редких случаев.

Хотя фильм рассказывает не об автомобиле, а о бригаде скорой помощи под руководством опытного врача Галии Исмаиловой, герои передвигаются на ЗИМе, которому уже давно пора на заслуженный отдых. Руководство медучреждения не видит в этом проблемы, а высокий риск для пациентов остается без внимания. Все меняется, когда под колеса машины попадает человек.

На мой взгляд, даже несмотря на возраст, фильм будет интересен и сегодня. Во-первых, благодаря сюжету, а во-вторых, из-за редкого появления автомобиля ГАЗ-М12 (ЗИМ) на экране.

Мне известны всего две картины с этим авто: "Перекресток" (1963) и "Водитель для Веры" (2004). В обеих фильмах используются медицинские версии ЗИМа (ГАЗ-12Б), что можно определить по внешним петлям багажника, предназначенным для удобной погрузки носилок.

Фильм также интересен другими автомобилями в кадре, например, режиссерским ЗИС-110Б Шакена Кенжетаевича и Москвичем-423, который до появления универсала ГАЗ-22 использовался в медучреждениях.

…А почему ЗИМ служил скорой? В середине прошлого века микроавтобусы как класс еще не существовали, поэтому в машины скорой помощи переоборудовались грузовики и легковые автомобили.

Кинотехника и автомобили в советском кино: Взгляд на казахфильм Шакена Айманова

Старые фильмы - это не только золотой фонд отечественного кинематографа, но и своеобразная энциклопедия, рассказывающая о давно ушедших временах. Для меня, как любителя транспорта, старые фильмы - это возможность увидеть, каким он был в те времена.

Сейчас почти невозможно встретить ГАЗ-А, первый массовый советский фаэтон, но в кино это возможно.

Фильмы также позволяют увидеть технику прошлых десятилетий: краны, экскаваторы, самосвалы, а также автобусы, троллейбусы и трамваи.

Разве не интересно, как выглядел привычный нам транспорт много лет назад?

Благодарим за неоценимую помощь в подготовке материала:

  • Актера, театрального режиссера, кинорежиссера, театрального педагога - Ашимова Асанали Ашимовича
  • Союз Ветеранов Киноконцерна "Казахфильм".
  • Фотографа Киноконцерна "Казахфильм" (1976–2011 годы) - Бегишева Рафата Шафкатовича.
  • Эксперта в области автомобильной истории, автожурналиста - Фадеева Андрея Сергеевича.
  • Директора музея Д.А. Кунаева - Кубашеву Елену Иватовну.
  • Научного сотрудника музея Д.А. Кунаева - Серикбаеву Жаннет Даулетовну.
  • Председателя ОО "Ретро Клуб Казахстан" - Ишмухамедова Руслана Габдулрашидовича.
  • Централизованную систему массовых библиотек города Тараза.
  • Библиотекаря ЦСМБ имени Абая города Тараза - Калжанову Раушан Жаксылыковну.

Ранее мы рассказывали об автомобилях Динмухамеда Кунаева (1 часть, 2 часть), Жамбыла Жабаева, Каныша Сатпаева, Мухтара Ауэзова и Бауыржана Момышұлы.