Солнечное утро выходного дня. Прекрасное место в центре Алматы. И два до невозможности ярких автомобиля… О чем еще могут мечтать два автожурналиста и фотокорреспондент, желающие подготовить запоминающийся материал?!
Солнечное утро выходного дня. Прекрасное место в центре Алматы. И два до невозможности ярких автомобиля… О чем еще могут мечтать два автожурналиста и фотокорреспондент, желающие подготовить запоминающийся материал?!
Tengri Auto совместно с Республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает цикл тест-драйвов автомобилей, которые уже очень давно сошли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.
Жук - он же Volkswagen Käfer - ярко-желтого цвета попал в поле моего зрения три года назад. Тогда же удалось связаться с владельцем и обсудить возможность проведения теста. Ну а дальше что-то не срослось, все отложилось и даже успело позабыться. Однако продолжению этой истории суждено было случиться – и оно случилось. И на этот раз - уже не как тест отдельно взятого ретроавтомобиля, а как тест-сравнение.
Что взять в оппоненты?
"Горбатый", - говорили мне все во время бесед о подготовке предстоящего материала. И вроде все верно. Однако тот факт, что наш "Жук" был выпущен в 1981 году, не давал покоя. Пусть машина конструктивно уходит корнями в первую половину прошлого века, но ведь она претерпевала технические изменения по ходу жизни на конвейере (кстати, последнего "Жука" собрали в 2003 году). Следовательно, сравнивая его с автомобилем ЗАЗ-965, который был выпущен двадцатью годами ранее, мы ставим немецкий автомобиль в заведомо выигрышное положение. А должно быть все честно!
"Запор-о-ожеЦ"
Я застал то время, когда изделия Запорожского автозавода были завсегдатаями почти каждого двора или улицы. И отчетливо помню пренебрежительное отношение к ним как к транспорту. Запорожец называли "позором на колесах" и "недоавтомобилем", а также утверждали, что лучше купить подержанный "Москвич" или совсем плохонький "Жигуль", чем новый ЗАЗ. Однако их покупали и, надо признать, охотно, иначе откуда бы взялось такое количество "горбатых", "ушастых"?
Что до нашего автомобиля, то он последний из "Запорожцев" - ЗАЗ-968М. Выпускали его с 1977-го по 1994 год, за это время малолитражка разошлась тиражом 2,4 миллиона штук. Компоновка автомобиля заднемоторная, с приводом на задние колеса. Двигатель воздушного охлаждения, объем - 1.2 литра, мощность - 41 лошадиная сила.
Некрасивый, но любимый
Народная любовь пришла к "Жуку" не сразу. В начале своего пути он также прошел сквозь насмешки и обидные высказывания в свой адрес. Если кто-то смотрел фильм "Герби" (в некоторых источниках картина известна под названием "Фольксваген Жук") 1968 года, тот поймет, о чем идет речь. Но далее автомобиль притерся к обществу, и последнее возвело его в культ.
Технически автомобиль близок к Запорожцу: двигатель 1.2 литра, мощность - 35 лошадиных сил, расположение мотора заднее, привод тоже задний.
Где удобнее?
Мне при росте 189 сантиметров садиться за руль было одинаково сложно в оба автомобиля. Последнее совсем неудивительно: обод рулевого колеса и в "Фольксвагене", и в "Запорожце" достаточно внушительного диаметра (рулевое управление лишено усилителей).
Приходилось просто втискиваться в пространство между рулем и подушкой сиденья. Однако, усевшись, я понял: сидеть удобно и даже комфортно. Расположение органов управления примерно одинаковое: все самое важно под рукой. Из-за короткой базы ниши колесных арок отбирают пространство у ног водителя и переднего пассажира.
Пассажиру сидеть с вытянутыми ногами, сместив их центральному туннелю, по-прежнему удобно. А вот водителю необходимо иметь сноровку, для того чтобы управляться с тремя педалями, которые расположены близко друг к другу и при этом смещены вправо.
Обзорность, безусловно, лучше у "Запорожца": высокие стекла и узкие стойки дают эффект аквариума. Больше в 968-м информации для водителя: на его щитке приборов три шкалы против одной у Käfer. Не обделили вниманием удобство посадки и высадки с заднего ряда. Сразу скажу: рослым людям туда лучше не лезть, хотя в "Запорожце" места для ног ощутимо больше. Удобнее из него и вылезать. В нем переднее кресло целиком откидывается к передней панели, тем самым освобождая место для ног. У "Фольксвагена" к панели опускается лишь спинка кресла, а подушку приходится переступать.
Что по итогу? Общим мнением нашей команды в дисциплине "Удобство салона" победил "Запорожец". Он оказался более практичен.
Кто лучше на ходу?
За несколько лет пребывания в руках нынешнего владельца "Фольксваген" претерпел ряд изменений. И те, кто неплохо знаком с этой моделью, уже, наверное, заметили, что навесные кузовные панели на авто заменены, как и оптика. Сейчас они от более ранней модели.
Помимо этого, занижен клиренс и установлены колесные диски от классического Porsche. Сказать, что это сильно повлияло на управляемость, не могу. К сожалению, ранее мне не приходилось ездить на стандартном "Жуке". Но могу отметить, что уменьшенный дорожный просвет свел на нет все наши попытки запечатлеть крен кузова во время вхождения в крутой поворот. При этом в салоне определенные перегрузки были ощутимы. Разгонная динамика при 35 силах у авто достойная: выехав на оживленный участок дороги, я не почувствовал себя каким-то изгоем. Двигался в общем потоке, возможно, чуть медленнее некоторых (хотя для меня это не имело никакого значения – я просто получал удовольствие).
Разгонять до предела автомобиль никто не собирался, да и в центре Алматы сделать это невозможно. Руль, по мне, нормальный, но для тех, кто не ездил на авто без усилителя, он покажется тяжелым. Очень тугой оказалась педаль тормоза (автомобиль за день до теста покинул мастерскую и не все успело притереться). К коробке нужно приноровиться – я до последнего момента с первого раза не мог найти вторую. Профессионал, большего не скажешь…
С "Запорожцем" дела, в общем, схожи. На руль нужно "наматываться", особенно в стоячем положении. С переключением передач тоже не обходилось без помощи владельца.
Педаль тормоза мягче, но нужен двойной выжим сцепления при переключении на высшую передачу. Разгон оказался бодрее даже с учетом того, что на 968-м я больше ехал вверх, чем вниз (6 л.с. играют свою роль). Остался доволен клиренсом: ЗАЗ с легкостью преодолевал бордюры.
Да, авто периодически глохло: двигателю на холостых не хватало оборотов и требовалось регулярно "подгазовывать". Но это, скорее, последствия долгого простоя автомобиля, нежели конструктивная особенность. Шумы от двигателя во время движения в "Запорожце" слышны сильнее, хотя сам двигатель вынесен дальше от салона, если сравнивать с расположением силового агрегата в "Фольксвагене".
Что в итоге?
Чуть менее слабую динамику Käfer компенсирует более удобным включением передач (с одним выжимом сцепления) и меньшим количеством шумов в салоне. Если бы "Фольксваген" имел стандартные настройки подвески, появилась бы возможность сравнить предельное прохождение препятствий. Но - увы. И все же в этой дисциплине он победитель, правда, его отрыв от 968-го минимален.
Какой автомобиль интереснее?
Определить, какой автомобиль притягивает больше взглядов, я доверил своим коллегам, так как они не обременены воспоминаниями о советских автомобилях (они их просто не застали на улицах Алматы). И "Фольксваген", и ЗАЗ стали для них открытием. Также открытием автомобили оказались для большого числа молодых людей, которые к обеду наполнили Новую площадь, на которой проходила наша съемка. По результатам опроса оказалось, что оба автомобиля очень интересны, но все же "Фольксваген" притягивал больше взглядов. По моему мнению, не последнюю роль в этом сыграла стилизация "Жука" под более раннюю модель, все-таки первоначальный дизайн выглядел эффектнее. И раз уж так, я объявил "ничью".
Объясняю: модель Запорожского автозавода 968М - это своего рода глубокий рестайлинг модели 968 (больше известной как "ушастый"). Той самой модели, которую многие считают (в том числе и я) самым красивым из "Запорожцев" и одной из самых красивых малолитражек 70-х. И если предположить, что у нас мог оказаться именно "ушастый", то велика вероятность, что большинство посетителей площади отдали свои голоса за ЗАЗ.
Предполагаю, что после прочтения вышеизложенного некоторые заявят о притянутости за уши моей идеи. Возможно, они будут правы. Но таковы мои мысли как автора…
Из интересных моментов…
По количеству интересных решений впереди "Жук". Чего стоит одна только его система омывания лобового стекла! В ней нет насоса. Его функцию выполняет сжатый воздух из запасного колеса. Если более конкретно, то от бачка с жидкостью для стекла, расположенного в переднем багажнике, тянутся два шланга. Один - к ниппелю запаски, другой - к брызгалкам у лобового. Когда нужно, чтобы жидкость из бачка попала на стекло, водитель с рабочего места производит небольшую манипуляцию с нужным рычажком. Последний открывает клапан в системе, и вода брызжет на стекло.
Не менее интересна система отопления, а точнее, ее отсутствие на холостых оборотах. Автономного отопителя салона в "Жуке" нет, так как машина была собрана для теплых стран (в 1981-м году!). Но есть принудительная система, которая гонит теплый воздух от двигателя в салон по трубкам, вмонтированным в пороги. Эффективность подобной системы ощущается лишь при высоких оборотах.
А что же ЗАЗ? В отличие от немецкого собрата, у него есть бензиновый автономный отопитель, способный работать отдельно от основного силового агрегата. Правда, со слов владельцев и очевидцев, система при несвоевременном обслуживании была весьма небезопасной. Любопытным можно назвать в ЗАЗе и технологическое отверстие в днище кузова, которое многие всерьез называют опцией для любителей зимней рыбалки (уверен, многие им именно так и пользовались).
Автомобиль как инвестиция
Эта глава появляется регулярно в материалах о сравнении ретроавтомобилей. И каждый раз мы говорим о том, что ожидать серьезных дивидендов от перепродажи ретроавтомобиля не стоит. Да, ретротехника растет в цене, но рост этот носит, скорее, инфляционный характер. Другое дело, если речь идет о таком распространенном явлении, как регулярное обновление, то есть человек или коллекционер периодически обновляет свой/свои автомобили без потери средств, но и без выигрыша. И если рассматривать продажу автомобиля с этой позиции, то с ЗАЗом будет попроще. Во-первых, он стоит дешевле, а это серьезный довод. Во-вторых, большинство новоявленных коллекционеров предпочитают собирать технику советского периода. Ну и наконец, "Запорожец" для большого количества людей – автомобиль из детства или юности, с которым связаны какие-то воспоминания.
"Фольксваген Жук" тоже многим знаком. Но знакомство это через экраны телевизоров, и поэтому для большинства оно не такое теплое. Обзавестись в наших краях "Фольксвагеном" в хорошем состоянии – дело непростое и крайне затратное. К примеру, владельцу автомобиля из нашего теста приобретение с учетом вложений обошлось в 8 миллионов тенге. Для сравнения: ЗАЗ-968М в отличном состоянии можно попытаться найти за 1 миллион (кому-то удавалось найти значительно дешевле).
Резюме
Визуально Käfer, конечно, ярче. Проведенное время за его рулем для меня запомнилось сильнее. Но если бы лично для меня встал вопрос приобретения классической малолитражки как автомобиля выходного дня, я, не задумываясь, купил бы "Запорожец". Правда, "ушастый"…
Ранее в нашей рубрике мы писали:
- Тест-драйв культовых машин 90-х: Mercedes S280 - Lexus LS 400 - Merqury Grand Marquis
- Тест-драйв: Toyota LC 80 (1990) и Toyota LC Prado 70 (1995)